• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2002 года Дело N А56-25894/01


[Поскольку ответчик не оспаривает правомерности применения истцом налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, суд обоснованно обязал ответчика возвратить истцу из бюджета налог на добавленную стоимость по экспорту в порядке, предусмотренном ст.176 НК РФ]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Корпусовой О.А., при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Приборлаб" Жука В.А. (доверенность от 04.10.2001 N 31) и Мизюрновой Р.Н. (доверенность от 04.10.2001 N 32), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Илюшина В.А. (доверенность от 11.04.2001 N 04/9204), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2001 по делу N А56-25894/01 (судья Фокина Е.А.), установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Приборлаб" (далее - ООО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) и Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - УФК) возместить (возвратить из бюджета) 3226441 рубль налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за апрель 2001 года.

Решением от 24.10.2001 суд обязал ИМНС в предусмотренном статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядке возвратить ООО из бюджета 24892 рубля 05 копеек НДС. В удовлетворении остальной части иска отказано, поскольку налоговым органом в установленном порядке принято решение о возврате истцу 3201548 рублей 95 копеек НДС за апрель 2001 года.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда в части удовлетворения иска ООО. По мнению налогового органа, обжалуемый судебный акт вынесен с нарушением положений пункта 2 статьи 171 НК РФ и приказа Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 15.05.2000 N 99 (далее - Приказ УМНС N 99), поскольку материалами встречных проверок поставщиков истца не подтвержден факт переплаты в бюджет 24 892 рублей 95 копеек НДС, а следовательно, нет оснований для возмещения истцу данной суммы налога.

Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель УФК в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, пояснив, что не оспаривает факта уплаты истцом сумм НДС поставщикам экспортируемых товаров, как и факта реального экспорта этих товаров. Представители ООО просили оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела 21.05.2001 ООО представило в ИМНС декларацию по налоговой ставке 0% за апрель 2001 года, а 26.08.2001 - документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, для подтверждения права на возмещение из бюджета 3226441 рубля НДС.

По результатам проведенной налоговым органом камеральной проверки представленных ООО документов, изложенным в акте от 20.08.2001, ИМНС отказала истцу в возмещении указанной суммы налога, ссылаясь на отсутствие сведений о перечислении сумм НДС поставщиками продукции, реализованной ООО на экспорт. Однако после рассмотрения разногласий по акту проверки ИМНС решением от 13.09.2001 N 13/21395 признала правомерным возмещение 3201548 рублей 95 копеек НДС, а в возмещении 24892 рублей 05 копеек налога отказала по основаниям, изложенным в акте проверки от 20.08.2001.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2001. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В свою очередь налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ в течение указанного срока должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таким образом, право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, а также представлением в налоговый орган отдельной декларации по ставке 0%.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не предусмотрена обязанность экспортера подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм НДС к возмещению. Такая обязанность установлена только пунктом 5 статьи 171 НК РФ в случае возврата товаров продавцу или отказа от них, что ИМНС не установлено.

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод ИМНС об отсутствии подтверждения уплаты в бюджет налога поставщиками истца.

В силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о принудительном исполнении этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Также несостоятельна, по мнению кассационной инстанции, ссылка ИМНС на положения Приказа УМНС N 99, который в силу статей 1 и 4 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах.

В данном случае ООО выполнило предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ условия возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг), что подтверждается материалами дела. Поскольку ИМНС не оспаривает правомерности применения истцом налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, суд обоснованно решением от 24.10.2001 обязал ИМНС возвратить ООО из бюджета 24892 рубля 05 копеек НДС по экспорту за апрель 2001 года в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ. Также обоснованно суд отказал ООО в удовлетворении остальной части иска, так как решением от 13.09.2001 N 13/21395, принятым ИМНС по представленным истцом 06.08.2001 документам, признано правомерным возмещение истцу 3201548 рублей 95 копеек НДС за указанный период (лист дела 25) что ООО не оспаривает.

Учитывая изложенное кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда от 24.10.2001 считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2001 по делу N А56-25894/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому раойну Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.В.Троицкая

Судьи
Т.В.Клирикова
О.А.Корпусова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-25894/01
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 28 января 2002

Поиск в тексте