ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 января 2002 года Дело N А56-5453/01


[Поскольку ответчик при осуществлении денежных расчетов с гражданином без применения контрольно-кассовой машины не выдал документ строгой отчетности, что является нарушением статьи 1 Закона о применении ККМ, Инспекция правомерно привлекла его к ответственности]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Сергеевой И.В., судей Кустова А.А., Матлиной Е.О., при участии от ИМНС РФ по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - Шмелевой Ю.В. (доверенность от 10.12.2001 N 02/25497), от ООО "Алисар" - генерального директора Хорсанд Д.В., Беневоленской З.Э. (доверенность от 27.12.2001), Ковалевой И.А. (доверенность от 27.12.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2001 по делу N А56-5453/01 (судьи: Баталова Л.А., Галкина Т.В., Асмыкович А.В.), установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алисар" (далее - ООО "Алисар") о взыскании штрафа в размере 8349 руб. за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

Решением от 16.04.2001 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2001 решение от 16.04.2001 отменено, в иске отказано.

Инспекция в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению истца, уже в момент заключения договора от 29.11.2000 N 322 о покупке туристско-экскурсионной путевки и получения от туриста денежных средств в оплату путевки ООО "Алисар" оказало услугу, расчеты за которую могут производиться без применения контрольно-кассовой машины только при условии обязательной выдачи бланков строгой отчетности (форма ТУР-1).

ООО "Алисар" в отзыве на жалобу просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на статью 2 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о применении ККМ) и на Федеральный Закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", а также на нарушение Инспекцией порядка привлечения к административной ответственности. По мнению ООО "Алисар", в момент заключения договора от 29.11.2000 услуга еще не была оказана, поэтому у него отсутствовала обязанность выдать путевку одновременно с заключением договора.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал кассационную жалобу, подтвердив изложенные в ней доводы. Представители ООО "Алисар" против удовлетворения жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

По результатам проведенной проверки выполнения Закона о применении ККМ Инспекция составила акт от 29.11.2000, зафиксировавший факт реализации ответчиком туристско-экскурсионной путевки по цене 630 руб. без применения контрольно-кассовой машины и оформления бланков строгой отчетности.

На основании акта проверки Инспекция приняла решение от 13.12.2000 о наложении на ООО "Алисар" штрафа в 100-кратном размере месячной оплаты труда, что составило 8349 руб.

В связи с отказом ООО "Алисар" от добровольной уплаты штрафа Инспекция обратилась с настоящим иском.

В соответствии со статьей 1 Закона о применении ККМ все предприятия, осуществляющие денежные расчеты с населением при проведении торговых операций или оказании услуг, обязаны применять контрольно-кассовые машины. Правительство Российской Федерации утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень). Такой Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 917). Согласно пункту 1 Перечня, без применения контрольно-кассовой машины денежные расчеты с населением могут осуществлять организации, оказывающие услуги, при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Для туристических организаций таким документом является форма ТУР-1 "Туристская путевка". Таким образом, выдача документа строгой отчетности является обязательным условием осуществления денежных расчетов с населением, а не оказания услуг.

Из материалов дела следует, что ООО "Алисар" заключило с Абрамовой М.Н. договор от 29.11.2000 N 322 продажи путевки по маршруту тура выходного дня в пансионат "Энергия" со 2 по 3 декабря 2000 года, включающую в себя следующие услуги: бронирование гостиницы, проживание в одноместном номере, питание (полупансион). Стоимость путевки в размере 630 руб. оплачена туристом в момент заключения договора, оплата стоимости подтверждается выдачей квитанции к приходному кассовому ордеру. При этом бланк строгой отчетности по форме ТУР-1 выписан не был.

Согласно статье 1 Федерального закона "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" тур - это комплекс предоставляемых туристу услуг; туристический продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу; туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, то есть факт передачи права на тур, а не факт оказания услуг. В соответствии со статьей 10 названного Закона реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме. В договоре от 29.11.2000 определен комплекс услуг, входящих в тур. Пунктом 3.1 договора предусмотрена обязанность ООО "Алисар" обеспечить туриста всем набором оплаченных и оговоренных договором услуг. Из данного договора у туриста возникло право требования от ответчика оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Следовательно, по этому договору туристу реализован туристический продукт как право на комплекс услуг.

При таких обстоятельствах квалификация апелляционной инстанцией договора от 29.11.2000 как предварительного является ошибочной, не соответствующей ни Федеральному закону "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", так как туристический продукт при заключении договора от 29.11.2000 следует считать сформированным, ни статье 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в договоре от 29.11.2000 не установлена обязанность сторон заключить в будущем договор об оказании услуг. Обязательства, связанные с оказанием туристических услуг, возникли у сторон непосредственно из договора от 29.11.2000.

Поскольку ООО "Алисар" при осуществлении денежных расчетов с гражданином без применения контрольно-кассовой машины не выдало документ строгой отчетности, что является нарушением статьи 1 Закона о применении ККМ и квалифицируется как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины, Инспекция правомерно, на основании статьи 7 названного Закона, привлекла ООО "Алисар" к ответственности в виде штрафа в 100-кратном размере минимальной месячной оплаты труда, что составило 8349 руб.

О нарушении Инспекцией порядка привлечения к административной ответственности материалы дела не свидетельствуют. На странице 5 отзыва на кассационную жалобу ООО "Алисар" признает, что ему было известно о рассмотрении дела об административном правонарушении 13.12.2000. Объяснение директора ООО "Алисар" по акту проверки в материалах дела имеется, права и обязанности согласно статье 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях стороне разъяснялись (лист дела 8).

При изложенных обстоятельствах требование Инспекции подлежало удовлетворению, в связи с чем постановление апелляционной инстанции должно быть отменено, а решение суда - оставлено в силе.

Так как Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена и ее кассационная жалоба удовлетворена, с ООО "Алисар" в доход федерального бюджета взыскивается государственная пошлина по жалобе в размере 208 руб. 73 коп.

Руководствуясь статьями 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2001 по делу N А56-5453/01 отменить.

Решение того же суда от 16.04.2001 оставить в силе.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алисар" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 208 руб. 73 коп.

     Председательствующий
И.В.Сергеева

Судьи
А.А.Кустов
Е.О.Матлина

Текст документа сверен по:

     рассылка