ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2002 года Дело N А56-23799/01


[Несоблюдение установленного статьей 407 ТК Российской Федерации порядка первоначального обжалования, то есть досудебного порядка урегулирования спора, является основанием для оставления иска без рассмотрения (пункт 5 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Бухарцева С.Н., судей: Почечуева И.П., Хохлова Д.В., при участии: от закрытого акционерного общества "Сланком" - Рябинина Р.Ю. (доверенность от 05.12.2001), от Кингисеппской таможни - Мартешовой З.Ф. (доверенность N 7от 08.01.2002), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сланком" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2001 по делу N А56-23799/01 (судьи: Орлова Е.А., Глазков Е.Г, Захаров В.В), установил:

Закрытое акционерное общество "Сланком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Кингисеппской таможне (далее - таможня) о признании недействительными ее решения от 12.07.2001 N 15700/227 о привлечении к налоговой ответственности и требования от 12.07.2001 N 44 об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Определением от 15.10.2001 иск оставлен без рассмотрения.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе общество, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить определение суда от 15.10.2001 и передать дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. Податель жалобы считает, что у общества отсутствует обязанность предварительно обжаловать ненормативные акты таможни в вышестоящий таможенный орган.

В отзыве на кассационную жалобу таможня указывает, что порядок обжалования решений таможенных органов определяется нормами таможенного законодательства.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, а представитель таможни, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, по результатам проверки таможней принято решение от 12.07.2001 N 15700/227 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и предъявлено требование от 12.07.2001 N 44 об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Общество 21.08.2001 обратилось в суд с иском о признании указанных решения и требования таможни недействительными. В вышестоящий таможенный орган решение и требование таможни обществом не обжаловались.

Кассационная инстанция считает, что суд правомерно пришел к выводу о том, что общество в нарушение статьи 416 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации) не обжаловало решение и требование таможни в вышестоящий таможенный орган, а следовательно, нарушило досудебный порядок урегулирования спора.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) к отношениям, возникающим в процессе обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Кодексом.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей, судам следует учитывать, что на основании части 2 статьи 2 НК Российской Федерации соответствующие правоотношения регулируются ТК Российской Федерации. В тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК Российской Федерации, применяются положения части первой НК Российской Федерации (пункт 2 постановления).

В статьях 137 и 138 НК Российской Федерации, предусматривающих право налогоплательщика на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера и порядок такого обжалования, не содержится указания о том, что их действие распространяется на обжалование актов таможенных органов.

Согласно статье 407 ТК Российской Федерации на решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации, а также их должностных лиц первоначальная жалоба подается в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу. В соответствии со статьей 416 ТК Российской Федерации арбитражному суду подведомственны вторичные жалобы на решения, действия и бездействие таможенных органов.

Несоблюдение установленного статьей 407 ТК Российской Федерации порядка первоначального обжалования, то есть досудебного порядка урегулирования спора, является основанием для оставления иска без рассмотрения (пункт 5 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы жалобы о нарушениях, допущенных таможней при проведении проверки и вынесении решения, могут быть приняты во внимание лишь при рассмотрении арбитражным судом спора по существу.

При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены определения от 15.10.2001 не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1), 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2001 по делу N А56-23799/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сланком" - без удовлетворения.

     Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи
И.П.Почечуев
Д.В.Хохлов

Текст документа сверен по:

рассылка