ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2002 года Дело N 4640


[Постановлением апелляционной инстанции иск о признании недействительным принятого в форме предписания решения Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации правомерно удовлетворен]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Почечуева И.П., судей: Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии: от Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Тверской области - Виноградовой С.А., доверенность от 25.01.2002 N 2, от закрытого акционерного общества "Агат" - Гребневой К.И., доверенность от 10.11.2001, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Тверской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 19.11.2001 по делу N 4640 (судьи: Владимирова Г.А., Белов О.В., Орлова В.А.), установил:

Закрытое акционерное общество "Агат" (далее - ЗАО "Агат"') обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным принятого в форме предписания решения Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Тверской области (далее - УФСНП) от 27.08.2001 N 1/2978.

Решением арбитражного суда от 16.10.2001 (судьи: Рощина С.Е., Бажан О.М., Ильина В.Е.) в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2001 по апелляционной жалобе ЗАО "Агат" решение от 16.10.2001 отменено, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе УФСНП просит отменить постановление от 19.11.2001 и оставить в силе решение от 16.10.2001, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.

В судебном заседании представитель УФСНП поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ЗАО "Агат" указал на их необоснованность.

Проверив законность постановления от 19.11.2001 в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела видно, что решением УФСНП от 27.08.2001 N 1/2978, принятым в форме предписания, на основании пункта 4 статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.93 N 5238-1 (далее - Закон) до 28.09.2001 приостановлены расходные операции по расчетному счету ЗАО "Агат" в кредитном учреждении в связи с уклонением истца от представления в УФСНП бухгалтерских документов по требованиям последнего от 31.07.2001 и от 21.08.2001.

Согласно пункту 4 статьи 11 Закона органы налоговой полиции вправе приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Материалами дела не подтверждается и судом не установлен факт истребования у ЗАО "Агат" именно указанных документов, на что правомерно указал суд апелляционной инстанции.

Кроме того, статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 названного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.

В соответствии с подпунктами 5 и 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан представлять документы и информацию, необходимые для исчисления и уплаты налогов, только налоговым органам в случаях и в порядке, установленном названным Кодексом.

Специальный порядок истребования документов в рамках налогового контроля установлен статьей 93 НК РФ. При этом право истребовать документы в рамках налогового контроля предоставлено только налоговым органам, а согласно статье 30 НК РФ налоговая полиция к ним не относится.

В силу статьи 72 НК РФ приостановление операций по счетам в банке является способом обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов и производится в порядке, предусмотренном статьей 76 НК РФ, согласно пункту 2 которой приостановление операций по счетам в банке производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленный срок обязанности по уплате налога, а также в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке может быть принято только руководителем налогового органа или его заместителем.

Согласно пункту 5 статьи 31 НК РФ право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках также отнесено к компетенции налоговых органов, а не органов налоговой полиции, полномочия которой определены пунктом 2 статьи 36 НК РФ.

Как следует из пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных названным Кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Таким образом, кассационная инстанция не усматривает нарушений апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, а следовательно, и оснований для отмены вынесенного ею постановления.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 19.11.2001 по делу N 4640 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Тверской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.П.Почечуев

Судьи
С.Н.Бухарцев
О.В.Ветошкина

Текст документа сверен по:

рассылка