• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2002 года Дело N А56-23492/01


[Поскольку ИМНС не оспаривает правомерности применения истцом налоговой ставки 0%, а также факта уплаты истцом сумм НДС поставщикам товаров (работ, услуг), что является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно обязал ИМНС возместить истцу из
бюджета НДС по экспорту в порядке, предусмотренном пунктом 4
статьи 176 НК РФ, признав неправомерным отказ налогового
органа в возмещении названной суммы налога]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Никитушкиной Л.Л. и Пастуховой М.В., при участии: от закрытого акционерного общества "Файбер Концепт" - Головастикова Г.Г. (доверенность от 17.08.2001 N 207), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - Трофимова А.М. (доверенность от 03.01.2002 N 04-05/87), от Отделения федерального казначейства по Центральному району Санкт-Петербурга - Жернаковой Ю.И. (доверенность от 14.01.2002 N 01-25/65), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2001 по делу N А56-23492/01 (судья Бурматова Г.Е.), установил:

Закрытое акционерное общество "Файбер Концепт" (далее - ЗАО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) возместить из бюджета 179884 рубля налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за февраль 2001 года.

Определением суда от 20.08.2001 Отделение федерального казначейства по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - ОФК) привлечено к участию в деле в качестве 3-го лица.

Решением от 08.11.2001 суд удовлетворил иск ЗАО на основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда, принятое, по ее мнению, с нарушением норм материального права, и отказать ЗАО в иске. При этом ИМНС полагает, что в силу статьи 87 НК РФ возмещение сумм НДС из бюджета возможно только после получения налоговым органом результатов встречных проверок поставщиков экспортируемых товаров (работ, услуг), подтверждающих факт перечисления ими сумм налога в бюджет.

В отзыве на жалобу ЗАО просит оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов ответчика, а ОФК в своем отзыве оставляет рассмотрение жалобы на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ЗАО просил оставить решение суда без изменения, а представитель ОФК воздержался от оценки доводов жалобы налогового органа.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела ЗАО своевременно представило в ИМНС декларацию по налоговой ставке 0% за февраль 2001 года и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы в обоснование права на возмещение 179884 рублей НДС, уплаченных истцом при осуществлении экспортных операций.

ИМНС провела камеральную проверку представленных истцом документов, результаты которой отражены в акте от 25.06.2001 N 59/13, и решением от 25.06.2001 N 11 отказала ЗАО в возмещении указанной суммы НДС, ссылаясь на отсутствие истребованных налоговым органом документов, подтверждающих перечисление сумм НДС поставщиками истца.

Однако право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2001. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение указанного срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таким образом, право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, а также представлением в налоговый орган отдельной декларации по ставке 0%.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм НДС к возмещению. Такая связанность предусмотрена только пунктом 5 статьи 171 НК РФ в случае возврата товаров продавцу или отказа от них, что ИМНС не установлено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных экспортером поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод ИМНС об отсутствии подтверждения факта перечисления поставщиками истца сумм налога в бюджет.

Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок (статья 87 НК РФ) факта неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о принудительном исполнении этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

В данном случае суд на основании имеющихся в деле доказательств установил, что ЗАО выполнило предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ условия возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг). Поскольку ИМНС не оспаривает правомерности применения истцом налоговой ставки 0%, а также факта уплаты истцом сумм НДС поставщикам товаров (работ, услуг), что является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно обязал ИМНС возместить ЗАО из бюджета 179884 рубля НДС по экспорту за февраль 2001 года в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 НК РФ, признав неправомерным отказ налогового органа в возмещении названной суммы налога.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2001 по делу N А56-23492/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.В.Троицкая

Судьи
Л.Л.Никитушкина
М.В.Пастухова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-23492/01
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 11 февраля 2002

Поиск в тексте