ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2002 года Дело N А42-7773/01-22


[Не оспаривая размер налога и пеней, истец возражает против признания налога законно установленным и указывает на отсутствие правовых оснований к взысканию названного налога, а, следовательно, и пеней за несвоевременную его уплату]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей Кочеровой Л.И., Клириковой Т.В., при участии в судебном заседании: от государственного унитарного предприятия "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги" - Хилобок Ю.Б. (доверенность от 03.01.2002 N НОДЮ-01/5), от Инспекции Министерства Российской федерации по налогам и сборам по Кольскому району Мурманской области - Шмуклер О.М. (доверенность от 15.01.2002 N 18/14-04-07), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2001 по делу N A42-7773/01-22 (судьи: Сачкова Н.В., Галко Е.В., Спичак Т.Н.), установил:

Государственное унитарное предприятие "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным требования от 10.08.2001 N 908/9816 Инспекции Министерства Российской федераций по налогам и сборам по Кольскому району Мурманской области (далее - Инспекция) об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты в части взыскания 1369048 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и 600077 руб. 11 коп. пеней за несвоевременную уплату этого налога.

Решением от 29.11.2001 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение и удовлетворить исковые требования. По-мнению предприятия, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а вывод суда о том, что налог на пользователей автомобильных дорог в Территориальный дорожный фонд является законно установленным, противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положениям Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".

Истец полагает, что у ответчика не было правовых оснований считать предприятие налогоплательщиком по налогу на пользователей автомобильных дорог, подлежащему уплате в Территориальный дорожный фонд, а следовательно, и требовать от него уплаты недоимки по налогу и пеней применительно к статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации В обоснование такого довода истец указывает на нормы Закона Мурманской области от 28.12.2000 N 239-01-ЗМО "О внебюджетном территориальном дорожном фонде Мурманской области", которым фактически не определены основные элементы налогообложения по этому налогу.

В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а также просил Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации и приостановить производство по делу.

Представитель Инспекции доводы кассационной жалобы отклонил, считая решение суда законным и обоснованным.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Инспекцией в адрес предприятия направлено требование от 10.08.2001 N 908/9816 об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, в том числе указаны 1369048 руб. недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в Территориальный дорожный фонд и 600077 руб. 11 коп. пеней за несвоевременную уплату этого налога.

Не оспаривая размер налога и пеней, истец возражает против признания налога законно установленным и, как следствие, указывает на отсутствие правовых оснований к взысканию названного налога, а следовательно, и пеней за несвоевременную его уплату.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ устанавливает, что до введения в действие части второй Кодекса и признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в пункте 5 статьи 3 на действующие положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог является единым и относится к числу федеральных налогов, в связи с чем полномочиями по установлению его элементов обладают органы законодательной власти Российской Федерации.

По смыслу статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога на пользователей автомобильных дорог в территориальные дорожные фонды не являются самостоятельным налогом. Названной статьей Закона определены налогоплательщики, ставка налога и объект налогообложения.

Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установлен пунктом 10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 23.01.92     N 2235-1. Этот срок не является различным для налога в части как федерального, так и территориального фондов. Единый срок уплаты налога обусловлен его исчислением от единой налоговой базы и на основании единых деклараций.

Полномочия Верховного Совета РСФСР определять элементы федеральных налогов, в том числе срок уплаты налога, предусмотрены пунктом 5 статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Названные полномочия не ограничены нормами Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации". Постановление Верховного Совета РСФСР является нормативным актом федерального уровня, изданным законодательным органом РСФСР до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.

Таким образом, срок уплаты налога на пользователей автодорог и другие элементы налогообложения по этому налогу установлены в законодательном порядке, а исчисление и уплата налога на пользователей автомобильных дорог являются обязанностью налогоплательщика.

Кассационная инстанция в силу вышеизложенного не находит оснований для приостановления производства по делу и направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации.

При таких обстоятельствах следует признать, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, обжалуемое судебное решение является законным, а основания для его отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2001 по делу N А42-7773/01-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги" - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи
Л.И.Кочерова
Т.В.Клирикова

Текст документа сверен по:

рассылка