ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 27 февраля 2002 года Дело N А42-7769/01-15

    

     [Истец возражает против признания налога на пользователей автомобильных дорог законно установленным, указывая на отсутствие правовых оснований для взыскания]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей Кочеровой Л.И., Клириковой Т.В., при участии в судебном заседании: от государственного унитарного предприятия "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги" - Хилобок Ю.Б.(доверенность от 03.01.2002 N НОДЮ-01/5), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2001 по делу N A42-7769/01-15 (судьи: Евтушенко О.А., Бубен В.Г., Соломонко Л.П.), установил:

Государственное унитарное предприятие "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным требования от 28.04.2001 N 35890/683 Инспекции по городу Мурманску Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области (далее - Инспекция) об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды в части взыскания 562550 руб. налога на пользователей автомобильных дорог и 102751 руб. 41 коп. пеней за несвоевременную уплату этого налога.

Решением от 03.12.2001 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение и удовлетворить исковые требования. По мнению предприятия, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а вывод суда о том, что налог на пользователей автомобильных дорог в Территориальный дорожный фонд является законно установленным, противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положениям Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".

Истец полагает, что у ответчика не было правовых оснований считать предприятие налогоплательщиком по налогу на пользователей автомобильных дорог, подлежащему уплате в Территориальный дорожный фонд, а следовательно, требовать от него уплаты недоимки по налогу и пеней применительно к статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование такого довода истец указывает на нормы Закона Мурманской области от 28.12.2000 N 239-01-ЗМО "О внебюджетном территориальном дорожном фонде Мурманской области", которым фактически не определены основные элементы налогообложения по этому налогу.

Представители Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а также просил Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации и приостановить производство по делу.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела следует, что Инспекцией в адрес предприятия направлено требование от 28.04.2001 N 35890/683 об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. В пунктах 5 и 7 требования указаны 562550 руб. недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в Территориальный дорожный фонд и 102751 руб. 41 коп. пеней за несвоевременную уплату этого налога.

Не оспаривая размер налога и пеней, истец возражает против признания налога законно установленным и, как следствие, указывает на отсутствие правовых оснований для взыскания названного налога, а следовательно, и пеней за несвоевременную его уплату.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ) устанавливает, что до введения в действие части второй Кодекса и признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в пункте 5 статьи 3 на действующие положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог является единым и относится к числу федеральных налогов, в связи с чем полномочиями по установлению его элементов обладают органы законодательной власти Российской Федерации.

По смыслу статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога на пользователей автомобильных дорог в территориальные дорожные фонды не являются самостоятельным налогом. Названной статьей Закона определены налогоплательщики, ставка налога и объект налогообложения.

Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установлен пунктом 10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 23.01.92     N 2235-1. Этот срок не является различным для налога в части как федерального, так и территориального фондов. Единый срок уплаты налога обусловлен его исчислением от единой налоговой базы и на основании единых деклараций.

Полномочия Верховного Совета РСФСР определять элементы федеральных налогов, в том числе срок уплаты налога, предусмотрена пунктом 5 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Названные полномочия не ограничены нормами Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации". Постановление Верховного Совета РСФСР является нормативным актом федерального уровня, изданным законодательным органом РСФСР до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.

Таким образом, срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и другие элементы налогообложения по этому налогу установлены в законодательном порядке, а исчисление и уплата налога на пользователей автомобильных дорог. являются обязанностью налогоплательщика.

При таких обстоятельствах следует признать, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, обжалуемое судебное решение является законным, а основания для его отмены отсутствуют.

Кассационная инстанция в силу вышеизложенного не находит оснований для приостановления производства по делу и направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение. Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2001 по делу N А42-7769/01-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Мурманское отделение Октябрьской железной дороги" - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи
Л.И.Кочерова
Т.В.Клирикова

Текст документа сверен по:

рассылка