ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2000 года N Ф08-0439/2000

Дело N А61-657/99-7

[Поскольку  финансирование  распорядителей бюджетных средств производится через лицевые счета,  открытые им в органах федерального  казначейства, существенным обстоятельством является наличие у должника-распорядителя бюджетных средств денежных средств на
лицевом счете на  момент списания долгов]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия представителей Федерального казначейства РСО-Алания, Нацбанка РСО-Алания и Терского лесхоза, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Центрального банка РФ в лице Национального банка Республики Северная Осетия-Алания на решение от 21.09.99 и постановление апелляционной инстанции от 25.11.99 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания делу N А61-657/99-7, установил следующее.           


Управление Федерального казначейства по РСО-А заявило требования к Центральному банку РФ в лице Национального банка РСО-А о взыскании необоснованно списанных по инкассовому поручению от 18.05.98 N 19 денежных средств в сумме 18 975 руб. и пени в сумме 5 218 руб. за период с 14.07.99 по 12.08.99 согласно договору.          


Требования обоснованы тем, что ответчик нарушил условия договора от 11.12.97 N 1 и должен нести ответственность на основании статей 845 (часть 3), 854, 856 ГК РФ (л.д. 4).           


Управление Федерального казначейства по РСО-А заявило отказ от исковых требований в отношении пени на сумму 4 804 руб. Данный отказ судом принят (л.д. 60).

Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.08.99 (л.д. 44) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Региональное отделение Фонда социального страхования по РСО-А.           


Решением арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.09.99, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.11.99, взыскано с Центрального банка РФ в лице Национального банка РСО-Алания в пользу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РСО-Алания 18 975 руб. долга, 414 руб. пени за период с 14.07.99 по 12.08.99. В части пени в сумме 4 804 руб. производство по делу прекращено. С ответчика взыскана государственная пошлина в сумме 815 руб. (л.д. 61, 116). Судебные акты мотивированы тем, что ответчиком нарушен установленный договором и действующим законодательством порядок расчетов, поэтому взысканию подлежит долг и пени. В части пени в сумме 4 804 руб. производство по делу прекращено на основании того, что истец отказался в данной части от исковых требований. Расходы по государственной пошлине возложены на ответчика исходя из того, что требования вытекают из гражданско-правовых отношений.           


С данными судебными актами Центральный банк РФ в лице Национального банка Республики Северная Осетия-Алания не согласился, обжаловал их, указав, что суд неосновательно возложил ответственность на банк, который денежные средства по инкассовому поручению не получал. Инкассовое поручение находилось в картотеке Терского лесхоза. Акт по передаче указанного поручения истцу не составлялся по вине казначейства (л.д. 134). Центральный банк РФ в лице Национального банка Республики Северная Осетия-Алания дополнительным письмом от 24.02.2000 просит рассмотреть вопрос о возврате государственной пошлины.           


Управление Федерального казначейства по РСО-А заявило отказ от иска в связи с восстановлением списанной суммы на его счете. Данный отказ не подлежит удовлетворению в связи с тем, что установленные в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации правила о совершении определенных процессуальных действий до принятия решения арбитражным судом в силу статьи 171 указанного кодекса в кассационной инстанции не применяются.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 21.09.99 и постановление апелляционной инстанции от 25.11.99 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания не подлежат отмене на основании следующего.           


Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 05.05.97 N 36н и Центрального банка Российской Федерации от 11.04.97 N 433 а "О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства" федеральные органы казначейства осуществляют операции по расходованию средств федерального бюджета, выделенных для распорядителей бюджетных средств, с открытых этим органам лицевых счетов в учреждениях банка. Во исполнение указанного письма истец и ответчик заключили договор от 11.12.97 N 1 (л.д. 7-12).           


Согласно договору от 11.12.97 N 1 РКЦ Нацбанка РСО-Алания принял на себя обязательства принимать и зачислять денежные средства, поступающие на счет, открытый клиенту, каковым является Управление Федерального казначейства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций. Предметом договора определены средства федерального бюджета. Действия сторон в части средств федерального бюджета регулируются статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации.           


Поскольку финансирование распорядителей бюджетных средств про- изводится через лицевые счета, открытые им в органах федерального каз- начейства, существенным обстоятельством является наличие у должни- ка-распорядителя бюджетных средств денежных средств на лицевом счете на момент списания долгов.           


Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания было установлено, что при отсутствии средств федерального бюджета на счете Терского лесхоза Нацбанком была списана сумма 18 975 руб. по инкассовому поручению N 19 от 18.05.98 (л.д. 53). При отсутствии денежных средств на лицевых счетах конкретных должников, находящиеся на счете казначейства и списанные средства являются обезличенным, и не могут быть списаны без его согласия. Согласно статье 856 ГК РФ в случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 настоящего Кодекса.           


Учитывая, что Арбитражным судом Республики Северная Осетия- Алания установлено, что списание средств произведено из федерального бюджета в нарушение действующего законодательства и при отсутствии денежных средств у Терского лесхоза, учитывая нормы, установленные в статье 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания для переоценки указанных обстоятельств не имеются.           


Согласно статье 26 Федерального Закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах. Федеральным законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" установлено, что от оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются в частности, прокуроры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных или общественных интересов. Указанным законом не установлено, что Банк России и его учреждения во всех случаях предъявления исков (подачи жалоб) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Учитывая, что Банк России не представил доказательств того, что по указанному делу он выступал в защиту государственных и общественных интересов, Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания обоснованно взыскал государственную пошлину с ответчика.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


 П О С Т А Н О В И Л:         


решение от 21.09.99 и постановление апелляционной инстанции от 25.11.99 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания по делу N А61-657/99-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит.