ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 августа 2000 года N Ф08-1912/2000-540А

 Дело N А63-405/2000-С4


 [Налогоплательщик, не представивший налоговому органу в установленный срок затребованные документы, должен нести ответственность в соответствии со статьей 126 НК. За непредставление налоговых деклараций за 1998 год налогоплательщик несет ответственность в соответствии с пунктом 1 "б" статьи 13 Закона "Об основах налоговой системы", поскольку согласно статье 5 НК акты о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, не имеют обратной силы, а за 1999 год - в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Северо-Кавказское строительное управление" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.05.2000 по делу N А63-405/2000-С4, установил следующее.

Инспекция МНС РФ по городу Буденновску обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к государственному унитарному предприятию "Северо-Кавказское строительное управление" (в/ч N 52710), г. Ростов-на-Дону (ГУП "СКСУ") о взыскании налоговых санкций в сумме 415 082 руб.

Решением от 04.05.2000 исковые требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что налогоплательщик, в нарушение статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации в установленный законом срок не представил налоговому органу затребованные последним документы, поэтому, в соответствии со статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, должен нести ответственность в виде взыскания штрафа в сумме 5 000 руб. За непредставление налоговых деклараций за 1998 год должен нести ответственность в соответствии с пунктом 1 "б" статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поскольку согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика не имеют обратной силы, а за 1999 год - в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

ГУП "СКСУ" подало кассационную жалобу на решение суда от 04.05.2000, которое просит отменить и принять новое решение, полагая, что решение вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия правильного решения, с нарушением норм процессуального и материального права.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция МНС РФ по г. Буденновску просит оставить решение суда без изменения, полагая, что оно является законным и обоснованным.

Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ГНИ по городу Буденновску на основании протоколов о налоговых правонарушениях N 12 от 07.10.99 и N 16 от 28.12.99 приняты Постановления N 21 от 07.10.99 и N 24 от 28.12.99 о привлечении к налоговой ответственности ГУП "СКСУ" и взыскании, соответственно, на основании подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" за 1998 год и пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за 1999 год штрафа в сумме 410 082 руб. за несвоевременное представление налоговых деклараций и на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, штрафа в сумме 5 000 руб. за отказ от представления документов (л.д. 6, 7, 28, 29).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ГУП "СКСУ" налоговые декларации по НДС за 1998 год и первое полугодие 1999 года были представлены налоговому органу 20.08.99, то есть с нарушением срока сдачи, установленного действующим в спорный период налоговым законодательством, а также что истребованные налоговым органом у ГУП "СКСУ" необходимые для проведения налоговой проверки документы (л.д. 32), последним представлены не были. Обязанность налогоплательщика, по требованию налогового органа, предоставить последнему в пятидневный срок необходимые для проведения налоговой проверки документы предусмотрена статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательства того, что истребуемые подлинные документы или их копии, заверенные надлежащим образом были представлены налоговому органу, в материалах дела отсутствуют.

Как следует из письма начальника УНР 293 от 28.12.99 N 276, последний сообщил об отсутствии документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности за 1998 по причине смены руководства в финансовом отделе и в связи с проверкой документов в вышестоящей организации при передаче дел. Однако, указанное обстоятельство не лишало ответчика возможности представить налоговому органу в установленный законом срок указанные документы или их надлежащим образом заверенные копии. Отказ от представления запрашиваемых налоговым органом при проверке документов, равно как и представление их с нарушением установленных сроков, признаются налоговыми правонарушениями, за которые лицо подлежит привлечению к ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, вывод суда об обоснованности исковых требований в части взыскания налоговой санкции за отказ от представления истребованных налоговым органом документов является правильным.

Правильным, основанным на положениях подпункта "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (1998 год) и пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (1999 год) является вывод суда о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций в налоговый орган по месту учета, поскольку такая обязанность налогоплательщика была предусмотрена в 1998 году статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а в 1999 году статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Проверив представленные расчеты налоговых санкций, суд правильно указал, что за непредставление деклараций в 1998 году налогоплательщик должен нести ответственность, согласно действовавшей в период допущенного нарушения статьи 13 (пункт 1, подпункт "б") Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поскольку в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах ухудшающие положение налогоплательщика обратной силы не имеют.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене решения кассационной инстанцией не установлено. В соответствии со статьями 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" с ГУП "СКСУ" подлежит взысканию госпошлина по кассационной жалобе в доход федерального бюджета в сумме 4 950 руб. 82 коп.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 91, 95, 174, 175 (пункт 1), 177, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной пошлине", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

                         П О С Т А Н О В И Л:

        Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.05.2000 по делу N А63-405/2000-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ГУП "СКСУ" госпошлину по кассационной жалобе в доход федерального бюджета в сумме 4 950 руб. 82 коп. Поручить Арбитражному суду Ставропольского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.



текст документа сверен по:
файл-рассылка