ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2000 года  № Ф08-2617/2000    

 
Дело N А63-1060/2000-С4

 [Налоговый орган правомерно применил общероссийский классификатор продукции при оценки шерсти мытой и немытой как вида продукции]
(Извлечение)


        Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Невинномысску (далее - Инспекция МНС РФ по г. Невинномысску), рассмотрев кассационную жалобу ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2000 по делу N А63-1060/2000-С4, установил следующее.

Решением арбитражного суда отказано в иске ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" о признании недействительными постановления Инспекции МНС России по г. Невинномысску от 25.11.1999 N 16-05/416 ДСП и требования об уплате налогов от 25.11.1999 N 116.

Законность и обоснованность решения арбитражного суда в апелляционной инстанции не проверялись.

В кассационной жалобе на решение арбитражного суда ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и удовлетворить иск, поскольку мойка шерсти не является производством продукции нового вида, налоговым органом нарушены сроки проведения проверки налогоплательщика, порядок составления актов проверки и принятия решений, не дана оценка мнению специалиста.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 11.06.1999 Инспекцией МНС России по г. Невинномысску проведена выездная документальная проверка ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" по соблюдению налогового законодательства (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и иных платежей в бюджет), по результатам которой составлен акт от 11.06.1999, согласно которому налоговым органом выявлено расхождение при определении налогооблагаемой базы за 1997 год для налога на пользователей автомобильными дорогами и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы по основной деятельности (переработке шерсти).

19.08.1999 Инспекцией МНС России по г. Невинномысску составлено дополнение к акту проверки, согласно которому установлена неполная уплата ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" налога на пользователей автомобильными дорогами за 1997 и 1998 гг. в размере 2 887 руб. 30 коп. и 200 руб., а также налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1997 г. в размере 65 153 руб. 90 коп.; предложено взыскать пени за несвоевременную уплату налогов в территориальный и федеральный дорожные фонды в сумме 20 785 руб. 24 коп. и 9 972 руб. 70 коп., по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 32 772 руб. 40 коп. и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1997 г. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 13 030 руб. 80 коп.

Постановлением Инспекции МНС России по г. Невинномысску от 15.09.1999 ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1997 г. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 257 руб. 40 коп.

Уточненным постановлением Инспекции МНС России по г. Невинномысску от 25.11.1999 ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1997 г. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 13 030 руб. 80 коп. штрафа; предложено уплатить налог на пользователей автомобильными дорогами за 1997 и 1998 гг. в размере 2 887 руб. 30 коп. и 200 руб., налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1997 г. в размере 65 153 руб. 90 коп., а также пеню за несвоевременную уплату налогов в территориальный и федеральный дорожные фонды в сумме 22 417 руб. 50 коп. и 9 972 руб. 70 коп. и пеню за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 44 877 руб. 90 коп.

Инспекцией МНС России по г. Невинномысску направлено требование от 25.11.1999 N 116 об уплате ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" 68 241 руб. 20 коп. недоимки по налогам и 77 268 руб. 10 коп. пени.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" незаконно оценивало свою деятельность по приобретению шерсти овечьей немытой, последующей мойке шерсти и продаже шерсти мытой как торговую, а не производственную деятельность.

Оспаривая выводы налоговой инспекции, сделанные на основании Общероссийского классификатора продукции, согласно которому шерсть овечья немытая является продукцией животноводства, а шерсть мытая продукцией текстильной промышленности, ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" приводит положения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Стран Независимых Государств (далее - ТН ВЭД СНГ), в которых шерсть немытая и мытая отнесены к продукции одного вида.

При этом ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Ни Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы", ни иные акты налогового законодательства (Закон Российской Федерации "О дорожных фондах", Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", Положение о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденным решением Думы г. Невинномысска от 26.03.1997 N 42-3), регулирующие отношения по уплате налогов на пользователей автомобильными дорогами и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы не содержат разъяснений о том, что следует понимать под терминами "шерсть овечья немытая" и "шерсть мытая" и являются ли они продукцией одного или разных видов. Соответственно, данные документы не содержат указаний на то, приводит ли процесс переработки (в данном случае - мойки грязной шерсти) к возникновению нового вида продукции, в результате чего в налоговых правоотношениях деятельность покупателя по переработке (мойке) шерсти, самостоятельную или через третьих лиц, следует считать торговой или производственной.

Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, принят во исполнение Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики (пункт 6 раздела 3.7 Развитие и применение Единой системы классификации и кодирования информации), утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.10.1992 N 3708-1.

Таким образом, Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 является нормативным актом, устанавливающим комплексное описание видов экономической деятельности, продукции и услуг, положения которого применяются на территории Российской Федерации для классификации продукции по видам, в том числе и к налоговым правоотношениям.

В Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 шерсть немытая и шерсть мытая включены в продукцию разных видов: продукцию животноводства и продукцию текстильной промышленности. В связи с этим суд обоснованно не принял во внимание мнение директора Научно-исследовательского института заготовок и первичной обработки шерсти Н.К. Тимошенко.

Кассационная инстанция считает обоснованным применение Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 для квалификации процесса мойки шерсти и продукции (шерсти овечьей немытой и мытой) в смысле налоговых правоотношений.

Из материалов дела следует, что истец приобретал товар (шерсть овечью немытую) не с целью его перепродажи без изменения технических, качественных и иных характеристик, при которых он остается тем же видом товара, как и при приобретении, что является определяющим для отнесения деятельности к заготовительной, снабженческо-сбытовой или торговой, а для последующей его переработки самостоятельно или на другом предприятии на давальческой основе, то есть изготовления из приобретенного товара нового товара (шерсть мытая) и последующей его реализации.

Статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не предусмотрен такой объект налогообложения, как разница между покупной стоимостью одних товаров и продажной стоимостью других.

Соответственно, кассационная инстанция отклоняет доводы ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" о необходимости применения ТН ВЭД СНГ для квалификации процесса мойки шерсти и продукции в смысле налоговых правоотношений, поскольку из Соглашения Правительств государств - участников Содружества Независимых Государств от 03.11.1995, утвердившего ТН ВЭД СНГ, следует, что Товарная номенклатура принята для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования статистического учета и обмена статистической информацией участниками Соглашения.

Таким образом, Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств содержат различную оценку шерсти немытой и мытой как вида продукции, однако конфликта нормативных актов не имеется, поскольку вышеуказанные нормативные акты имеют различные сферы применения и регулируют различные отношения.

Суд обоснованно согласился с позицией налогового органа о применении к налоговым отношениям по уплате ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" налогов на пользователей автомобильными дорогами и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, в соответствии с которым шерсть немытая и шерсть мытая являются продукцией разного вида, из чего следует, что мойка шерсти, осуществленная покупателем шерсти немытой через третьих лиц перед ее продажей, является производственной деятельностью, приводящей к созданию продукции нового вида, поэтому такая деятельность в налоговых отношения должна рассматриваться как производственная.

Доводы ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" о том, что налоговым органом при проведении проверки и вынесении решения от 25.11.1999 грубо нарушены требования налогового и административного законодательства, не являются юридически значимыми для настоящего дела, поскольку налоговое законодательство не содержит запрета на принятие налоговым органом дополнений к актам проверки и на вынесение дополнительных решений.

Таким образом, у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

                         П О С Т А Н О В И Л:

        решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2000 по делу N А63-1060/2000-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную ЗАО "Невинномысское агентство заготовок и первичной обработки шерсти" 282 руб. 50 коп. госпошлины по кассационной жалобе. Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:
файл-рассылка