ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от  26 февраля 2001 года № Ф08-349/2001-118А

Дело № А63-344/2000-С4

[Согласно статье 12 Закона РФ "Об образовании" филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Представительство, в данном случае, осуществляло правомочия МГСУ по ведению образовательной деятельности, предусмотренной Уставом последнего в соответствии с выданной юридическому лицу лицензией и вправе было воспользоваться льготой, установленной статьей 40 Закона РФ "Об образовании", поскольку на него распространяется льготный налоговый режим образовательного учреждения]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя Московского государственного социального  университета, представителя Представительства МГСУ в городе Георгиевске, в отсутствие представителя Инспекции МНС РФ по городу Георгиевску, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания,  рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ  по городу Георгиевску на решение от  21.11.2000 Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А63-344/2000-С4, установил следующее.

Инспекция МНС РФ по городу Георгиевску обратилась в Арбитражный суд  Ставропольского края с иском к  Московскому государственному социальному университету, г.Москва (МГСУ) о взыскании штрафных  санкций  в сумме  6 869,90 руб., из них: 1 869,90 руб. - за неуплату налога в результате занижения налогооблагаемой базы; 5 000 руб. - за нарушение правил составления налоговой декларации.

До рассмотрения дела в суде первой инстанции истец  отказался от иска в части взыскания штрафных санкций в сумме 5 000 руб.  и просил взыскать  штраф в сумме 1 869,90 руб.

Решением от  28.04.2000 в иске о взыскании штрафных санкций в сумме 1 869,90 руб. отказано. В остальной части производство по делу прекращено.

Постановлением кассационной инстанции от 15.08.2000 решение от 28.04.2000 отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, в связи с допущенным судом нарушением норм процессуального права.

Решением от 21.11. 2000  в иске Инспекции МНС РФ по городу Георгиевску о взыскании штрафных санкций в сумме  1 869,90 руб. отказано.

Решением  мотивировано тем, что   налоговым органом не установлено создание в городе Георгиевске филиала МГСУ, следовательно, требование об оформлении лицензии  Представительством МГСУ на ведение им образовательной деятельности  необоснованно, поскольку Представительство осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной МГСУ. Суд указал, что предоставления льгот по налогообложению на основании Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль" зависит от наличия лицензии на право осуществления образовательной деятельности у образовательного  учреждения - юридического лица. При этом льготный налоговый режим распространяется на все территориальные структурные подразделения образовательного учреждения, а потому Представительство  МГСУ в городе Георгиевске правомерно применило льготу по налогу на  прибыль, установленную законодательством об образовательном учреждении.

В апелляционной  инстанции законность решения суда первой инстанции не проверялась.

Инспекция МНС РФ по городу Георгиевску подала кассационную жалобу на решение от 21.11.2000, которое просит отменить и принять новое решение.

В отзыве на  кассационную жалобу  МГСУ просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании кассационной инстанции представители МГСУ  и представительства МГСУ в городе Георгиевске возражали против доводов кассационной жалобы по основаниям указанным в отзыве на кассационную жалобу, просили оставить  решение от 21.11.2000 без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей МГСУ и Представительства МГСУ в городе Георгиевске, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Представительства МГСУ  проведенной по вопросам правильности исчисления налога на прибыль, НДС, налога на пользователей автодорог, налога на нужды образовательных учреждений и внебюджетных отчислений за период с 01.01.99 по 31.03.99 составлен Акт №1036 от 29.07.99 о том, что  нарушений правильности  исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов не установлено. На основании   Постановления №823 от 10.08.99 "О проведении  дополнительных мероприятий налогового контроля" налоговым органом проведена перепроверка обоснованности применения льготы по налогам и составлено дополнение к Акту №1036 от 29.07.99, которым установлена  неуплата налога на прибыль в сумме 9 349,6 руб., поскольку, как указано в дополнении,  право на льготу возникает с момента выдачи филиалу лицензии, а так как Представительству лицензия не оформлялась, то льгота по налогу на прибыль применена необоснованно.

На основании Акта проверки  руководителем налогового органа принято Постановление  №1143 от 20.08.99 о привлечении  к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Московского государственного социального университета в лице Георгиевского Представительства  и взыскании: налога на прибыль в сумме 9 349,6руб.; пени за несвоевременную уплату налога  в сумме 1 327,6 руб.; штрафа  на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 869,9 руб.

Инспекция МНС РФ по городу Георгиевску обратилась в суд с иском о взыскании штрафа в сумме 1 869,9 руб. за неуплату налога на прибыль в сумме 9 349,6 руб.


     Пунктом 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 №3266-1  "Об образовании" установлено, что образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Судом установлено и подтверждается материалами дела, что МГСУ  осуществляет  образовательную деятельность в сфере среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования на основании лицензии  №16Г-342 от 06.03.94,  №24Г-0200 от 01.04.99.

Приказом от 09.10.99  МГСУ в городе  Георгиевске открыто Представительство МГСУ и утверждено Положение о Представительстве. Согласно подпункту 1 пункта 1 Положения, Представительство МГСУ является  структурным подразделением  МГСУ, расположенным вне месте его нахождения, создается и действует в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.  Подпунктами 1 пунктом  3.1 и 3.2  Положения предусмотрено, что  Представительство имеет права, предусмотренные в доверенности, выдаваемой  ректором МГСУ руководителю Представительства и, согласно  приказам ректора и на основании решений  Ученого Совета МГСУ, осуществляет обучение  граждан по специальностям, на которые университет имеет лицензию  государственного органа по управлению высшим образованием. Судом установлено и иных доказательств не представлено сторонами, что  Представительством деятельность велась в пределах полномочий, предусмотренных в Положении и доверенности юридического лица - МГСУ.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по  доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.  Представительство, в данном случае, осуществляло правомочия МГСУ по ведению образовательной деятельности, предусмотренной Уставом последнего  в соответствии с выданной юридическому лицу лицензией и  вправе  было воспользоваться  льготой, установленной статьей 40 Закона Российской Федерации "Об образовании", поскольку на него распространяется льготный налоговый режим образовательного учреждения.

При таких обстоятельствах судом правомерно отказано в иске о взыскании с ответчика  штрафа за неуплату налога на прибыль.

Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями  174, 175 пунктом 1,  177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от  21.11.2000 Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-344/2000-С4  оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:

файл-рассылка