• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2001 г.  № Ф08-223/2001

Дело № А63-2434/2000-С4

[Платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании представителей Российской оборонной спортивно-технической организации (далее - РОСТО) и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Благодарненскому району Ставропольского края (далее - Инспекция МНС России), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2000 по делу № А63-2434/2000-С4, установил следующее.

Решением арбитражного суда, уточненным определением от 15.11.2000 , удовлетворен иск РОСТО в лице Благодарненского районного Совета РОСТО о понуждении Инспекции МНС России возвратить истцу 11 668 руб., ошибочно уплаченных в 1997-1999 годы в федеральный дорожный и территориальный дорожный фонды.

Законность и обоснованность решения арбитражного суда в апелляционной инстанции не проверялись.

В кассационной жалобе на решение арбитражного суда Инспекция МНС России просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и отказать в иске, поскольку суд неправомерно применил статью 40 Федерального закона "Об образовании", которая не регулирует отношения по уплате налога и не относится к налоговому законодательству.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

РОСТО в лице обособленного структурного подразделения - Благодарненского районного Совета - обратилась с иском о понуждении налогового органа возвратить ошибочно уплаченные в федеральный и территориальный дорожный фонды денежные суммы. Исковые требования истец обосновывает наличием льготы по уплате данного налога, предоставленной образовательным учреждениям.

Предметом доказывания по настоящему делу является установление следующих обстоятельств: имелись ли у образовательных учреждений льготы по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в спорный период (1997-1999 годы); относится ли истец к лицам, имеющим право на налоговую льготу; имеются ли у истца основания для применения данной льготы; имело ли место ошибочная уплата истцом денежных сумм в дорожные фонды различных уровней и в каком размере; предусмотрен ли налоговым законодательством возврат налогоплательщику ошибочно уплаченных сумм.

Арбитражный суд, удовлетворяя иск о возврате излишне уплаченных сумм налога на пользователей автомобильных дорог, исходил из того, что применение истцом налоговой льготы не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с Уставом РОСТО является общественной организацией, осуществляет свою деятельность путем подготовки кадров массовых технических профессий (пункт 2.2), имеет право создавать республиканские, краевые, областные и окружные организации РОСТО, филиалы и представительства, образовательные учреждения (пункт 2.3);строится по территориальному признаку (пункт 4.1). Структуру РОСТО составляют: Центральный Совет, республиканские, краевые, областные, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, окружные, городские, районные и первичные организации, их филиалы и представительства (пункт 4.2). Республиканские, краевые, областные, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, окружные организации РОСТО являются структурными подразделениями (организациями) РОСТО (пункт 6.1). Городские, районные и районные в городах организации РОСТО являются структурными подразделениями соответствующих республиканских, краевых, областных, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, окружных организаций РОСТО (пункт 7.1).

Таким образом, Благодарненский районный Совет РОСТО является структурным подразделением юридического лица - РОСТО, которое является некоммерческой организацией в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением главы Администрации Благодарненского района от 19.04.1996 № 182 дано согласие на размещение на территории данного административно-территориального образования обособленного структурного подразделения Ставропольского краевого Совета РОСТО - курсов начального профессионального образования (образовательное учреждение) при Благодарненском районном Совете РОСТО.

Управлением образования Администрации Ставропольского края Благодарненскому районному Совету РОСТО выдана лицензия от 10.07.1996 № 482 на осуществление образовательной деятельности в сфере профессиональной подготовки водителей автотранспортных средств категории А, В, С, радиотелемастеров сроком на 3 года.

23.07.1999 Министерством общего и профессионального образования Ставропольского края Благодарненскому районному Совету РОСТО выдана лицензия № 2105 на осуществление образовательной деятельности в сфере профессиональной подготовки водителей автотранспортных средств категории А, В, С, а также радиотелемастеров сроком на 3 года.

Согласно пункту 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. Данная норма является государственной гарантией приоритетности образования.

Согласно статье 46 Закона "Об образовании", платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 Закона). К образовательным относятся учреждения дополнительного образования и дополнительного образования взрослых (пункт 4 статьи 12). Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ (пункт 9 статьи 12). Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации (пункт 6 статьи 12).

Статьей 11-1 Закона установлено, что негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Деятельность некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений), для достижения в том числе и образовательных целей, при этом извлечение прибыли не является основной целью деятельности некоммерческой организации (статья 2), могут создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5). Законом закреплен принцип экономической поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе и форме предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в образовательных целях (статья 31).

Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Кодекса состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Положения пункта 3 статьи 40 Закона "Об образовании" об освобождении от уплаты всех видов налогов образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, определенной уставом этих образовательных учреждений, как предусматривающая налоговые льготы регулирует налоговые правоотношения и, следовательно, входит составной частью в систему налогового законодательства. Поэтому ее применение не противоречит нормам действующего налогового законодательства.

Таким образом, на РОСТО как общественную организацию распространяется льгота по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в спорный период (1997-1999 годы), предоставленная учреждениям дополнительного образования.

Доказательств того, что в период с момента регистрации истец занимался какой-либо предпринимательской деятельностью, не связанной с образовательным процессом, а полученный истцом доход использовался на цели, отличные от предусмотренные в статье 46 Закона, не имеется, в связи с чем кассационная инстанция полагает, что истец, как образовательное учреждение, имеет право на льготу по уплате налога на пользователей автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ


решение от 13.11.2000 и определение от 15.11.2000 Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-2434/2000-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-223/2001
А63-2434/2000-С4
Принявший орган: Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 13 февраля 2001

Поиск в тексте