• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2000 года № Ф08-3647/2000

Дело N А01-Б/759/2000-8

[Суд назначает конкурсным управляющим кандидатуру из числа лиц государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению при условии отсутствия зарегистрированных кандидатов в арбитражном суде. Поскольку судом этот вопрос не исследовался, решение в этой части отменено и дело передано на новое рассмотрение]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с участием в судебном заседании представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гиагинскому району (далее - Инспекция), Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству - агентство по Республике Адыгея (далее - агентство) в отсутствие в заседании представителей ООО "Дондуковское", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу инспекции на постановление апелляционной инстанции от 11.10.2000 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу № А01-Б/759-2000-8, установил следующее.

Инспекция по налогам и сборам по Гиагинскому району обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании предприятия ООО "Дондуковское" (далее - предприятие) банкротом и открытии конкурсного производства как отсутствующего должника по упрощенной процедуре в соответствии со статьей 180 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)".

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.06.2000 заявление инспекции удовлетворено. Конкурсным управляющим назначен работник агентства Нажева Б.А..

Постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2000 решение от 30.06.2000 отменено, в иске отказано.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, все необходимые документы в суд представлены. Ссылка суда на экономическую нецелесообразность процедуры банкротства отсутствующего должника и сложившуюся практику ликвидации малых предприятий законодательно необоснованна. Закон о банкротстве таких ссылок не содержит. Дела об отсутствующем должнике должны рассматриваться в порядке, предусмотренном главой 10 закона о банкротстве. Условия ликвидации юридических лиц, предусмотренные статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в этих случаях не применяются.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что постановление апелляционной инстанции от 11.10.2000 подлежит отмене в полном объеме, а решение от 30.06.2000 - в части назначения конкурсным управляющим ООО "Дондуковское" Нажеву Б.А. по следующим основаниям.

Признавая малое предприятие несостоятельным (банкротом) и назначая конкурсным управляющим Нажеву Б.А., суд первой инстанции в решении сослался на то, что задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды подтверждается
материалами дела. У должника нет имущества и основных средств, поэтому, по мнению суда, малое предприятие должно быть ликвидировано в порядке статей 174, 175 Закона о банкротстве. Поскольку агентство не представило кандидатуру на должность конкурсного управляющего, то суд назначил управляющего из числа сотрудников агентства.

Отменяя решение от 30.06.2000 и отказывая в иске апелляционная инстанция сослалась на то, что истцом не доказан факт отсутствия должника. Не представлены справки о количестве всех банковских счетов должника и их реквизиты, проведение процедуры банкротства экономически нецелесообразно и не соответствует сложившейся практике ликвидации мелких, экономически значимых предприятий по инициативе местных налоговых органов.

Однако выводы апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам и сделаны вследствие неправильного применения норм материального права.

Как установлено судом и видно из материалов дела, заявление инспекции основано на том, что малое предприятие фактически не осуществляет своей деятельности с 1.10.98. Недоимки составляют 82 069 рублей, а задолженность во внебюджетные фонды - 58 рублей. От сдачи налоговых деклараций должник уклоняется. Адресат по указанному в учредительных документах адресу не находится, основных средств и имущества не имеет, что установлено выездом на место. Требование о признании несостоятельным должника было заявлено по основаниям статей 177, 180 Закона о банкротстве.

В соответствии с указанными нормами в случаях, когда руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует, и установить его местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

По смыслу данной нормы юридическое лицо может быть признано банкротом при условии прекращения его фактической деятельности независимо от размера кредиторской задолженности, если оно не находится по адресу, указанному в учредительных документах, и установить его местонахождение не представляется возможным. Под отсутствующим должником понимается юридическое лицо, не производящее текущие платежи в течение длительного времени.

Как видно из справки налоговой инспекции по Гиагинскому району, задолженность ООО "Дондуковское" по платежам в бюджет составила 82 069 рублей, во внебюджетные фонды - 58 рублей.

По сообщению Гиагинского отделения Сберегательного банка Российской Федерации за последние 12 месяцев движение денежных средств по расчетным счетам предприятия отсутствуют.

Согласно адресной справки учредитель должника Дерий Ф.Г. прописанным либо выписанным в Гиагинском районе не значится.

При таких обстоятельствах имеются все основания для признания предприятия несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника по основаниям статьи 177 Закона о банкротстве. В связи с этим выводы суда первой инстанции о признании несостоятельным предприятия как ликвидируемого должника являются неверными. Однако, несмотря на такие выводы, по существу в этой части решение принято правильно.

Вместе с тем, недостаточно обоснованным является назначение судом конкурсным управляющим малого предприятия из числа сотрудников агентства Нажевой Б.А.

Суд не обсудил возможность назначения конкурсным управляющим из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. И лишь при отсутствии указанных лиц кандидатура конкурсного управляющего предлагается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса (статья 59 Закона о банкротстве).

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение по кандидатуре конкурсного управляющего.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175, 176, 177, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.10.2000 по делу № А 01-Б/759/2000-8 отменить, решение от 30.06.2000 по тому же делу отменить в части назначения конкурсным управляющим МЧП "Нива" Нажевой Б.А. и в этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение от 30.06.2000 оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:
файл-рассылка
          

Номер документа: А01-Б/759/2000-8
Ф08-3647/2000
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 09 декабря 2000

Поиск в тексте