• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2001 года № Ф08-1048/2001

Дело № А32-9700/2000-20/294

[Учреждение финансируется собственником по смете, поэтому расходование полученных из федерального бюджета денежных средств или из иных источников, но относимых в соответствии с бюджетным законодательством к бюджетным денежным средствам, возможно только в соответствии со сметой]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей Пшишского лесхоза, Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Туапсинскому району (далее - Инспекция МНС России), рассмотрев кассационную жалобу Пшишского лесхоза на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2001 по делу № А32-9700/2000-20/294, установил следующее.

Решением арбитражного суда от 20.10.2000 удовлетворен иск Пшишского лесхоза о признании недействительным решения Инспекции МНС России от 25.05.2000 № 163 "О взыскании задолженности по налогам (сборам) и пени" и возврате из бюджета 246 978 руб. 83 коп., списанных в бесспорном (безакцептном) порядке со счета "Суммы по поручениям" № 40503810500000000042 в Расчетно-кассовом центре г. Туапсе по инкассовым поручениям от 25.05.2000 №№ 3103901, 3103801, 3104101, 3103701, 3104301, 3104201 и 3104001.

Постановлением апелляционной инстанции решение арбитражного суда изменено, решение налогового органа от 25.05.2000 № 163 признано недействительным в части взыскания следующих видов налога: налога на образование, детские сады и пени по нему, транспортного налога и пени по нему, специального налога и пени по нему, налога на уборку территории и пени по нему, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 1 312 руб. и пени по нему в сумме 610 руб. 94 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 114 603 руб. 57 коп. и пени по нему в сумме 111 752 руб., налога на содержание милиции в сумме 346 руб. и пени по нему в сумме 212 руб. 02 коп. Суд апелляционной инстанции прекратил производство по делу в части возврата 1 312 руб. налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и пени по нему в сумме 750 руб. 94 коп., а также обязал налоговый орган возвратить Пшишскому лесхозу 127 руб. 85 коп. транспортного налога и 132 руб. 25 коп. пени по нему. В остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе на постановление апелляционной инстанции Пшишский лесхоз просит отменить судебный акт в части отказа в иске о возврате из бюджета 246 978 руб. 83 коп. денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и иск в данной части удовлетворить, поскольку лесхоз является территориальным органом исполнительной власти Российской Федерации и не является налогоплательщиком; апелляционной инстанцией применена норма (статья 78 (пункт 7) Налогового кодекса Российской Федерации), не подлежащая применению; налоговым органом нарушен порядок принудительного взыскания задолженности по налогам и пени, установленный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Налоговым органом выставлено требование от 15.05.2000 № 317, в соответствии с которым Пшишскому лесхозу предложено уплатить в бюджет 116 262 руб. недоимки по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налогу на добавленную стоимость и налогу на содержание милиции и 124 449 руб. пени по ним.

Инспекцией МНС России принято решение от 25.05.2000 № 163 о взыскании с Пшишского лесхоза 118 679 руб. 05 коп. недоимки по 7 видам налогов и сборов и пеней за несвоевременную их уплату (налога на образование, детские сады и пени по нему, транспортного налога и пени по нему, специального налога и пени по нему; налога на уборку территории и пени по нему; налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и пени по нему; налога на добавленную стоимость и пени по нему; налога на содержание милиции и пени по нему). В решении № 163 указано, что оно вынесено на основании данных лицевых счетов.

Налоговым органом в Расчетно-кассовый центр г. Туапсе направлены инкассовые поручения от 25.05.2000 №№ 3103901, 3103801, 3104101, 3103701, 3104301, 3104201 и 3104001, содержащие ссылку на требование от 15.05.2000 № 317 и решение от 25.05.2000 № 163. На основании данных поручений со счета Пшишского лесхоза "Суммы по поручениям" № 40503810500000000042 списана в бесспорном (безакцептном) порядке сумма 246 978 руб. 83 коп.

Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций обоснованно признано недействительным решение налогового органа от 25.05.2000 № 163 в части взыскания 7 видов налога и пени по ним. Суд апелляционной инстанции также обоснованно прекратил производство по делу в части возврата 1 312 руб. налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и пени по нему в сумме 750 руб. 94 коп., а также обоснованно обязал налоговый орган возвратить Пшишскому лесхозу 127 руб. 85 коп. транспортного налога и 132 руб. 25 коп. пени по нему.

Вместе с тем, решение суда апелляционной инстанции об отказе в иске в части возврата из бюджета 246 718 руб. 73 коп. (246 978 руб. 83 коп. - (127 руб. 85 коп. + 132 руб. 25 коп.) = 246 718 руб. 73 коп.), списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, принято без учета следующих обстоятельств.

Как установлено арбитражным судом апелляционной инстанции, Пшишский лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, финансирование которого осуществляется за счет федерального бюджета (статья 108 Лесного кодекса Российской Федерации). Налоговый орган считает Пшишский лесхоз государственным учреждением. Взысканная с лесхоза задолженность по уплате налогов и сборов относится к периоду с 1995 года по третий квартал 1997 года.

Таким образом, Пшишский лесхоз является юридическим лицом и налогоплательщиком, что подтверждено постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.07.1998 № А32-11060/97-23/266.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемых им полностью или частично. Особенностью учреждения является то, что его деятельность полностью или частично финансируется собственником посредством передачи учреждению денежных средств или закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления, что предполагает существенные ограничения по владению и распоряжению этим имуществом. Содержание "права оперативного управления" и правомочия учреждения в отношении закрепленного за ним имущества, а также полученных доходов, определены в статьях 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в специальных нормативных актах, регулирующих деятельность федеральных органов управления лесным хозяйством.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Как следует из материалов дела, что нашло отражение в постановлении апелляционной инстанции, в спорный период Пшишский лесхоз финансировался из федерального бюджета по годовым сметам расходов.

Согласно гражданскому и лесному законодательствам, учреждение финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственником сумм. Учреждения права владения, пользования и распоряжения закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества. Соответственно, расходование полученных из федерального бюджета денежных средств или из иных источников, но относимых в соответствии с бюджетным законодательством к бюджетным денежным средствам, возможно только в соответствии со сметой, то есть носит целевой характер.

Денежные средства списаны со счета "Суммы по поручениям" № 40503810500000000042 в РКЦ г. Туапсе. Режим использования счета данного вида отличен от расчетного счета, что подтверждено письмом Главного управления Банка России по Краснодарскому краю от 16.01.1998 № 07-03-05/21. Согласно данному письму, расходование средств с данного счета возможно на финансирование работ по воспроизводству и охране лесов и развитие социальной сферы органов лесного хозяйства.

Как следует из искового заявления, кассационной жалобы и пояснений представителей Пшишского лесхоза, списанные в безакцептном порядке со счета "Суммы по поручениям" № 40503810500000000042 в Расчетно-кассовом центре г. Туапсе по инкассовым поручениям налогового органа денежные средства в сумме 246 978 руб. 83 коп. являются бюджетными средствами и должны быть использованы на определенные цели, использование их на уплату местных налогов и сборов по существу является нецелевым использованием бюджетных денежных средств. Данное обстоятельство судом не выяснялось.

На момент вынесения постановления апелляционной инстанции бюджетные отношения регулировались Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При новом рассмотрении суду надлежит выяснить, относятся ли списанные в безакцепном порядке денежные средства к финансируемым за счет средств федерального бюджета и имеют ли целевой характер использования, то есть носят ли бюджетный характер и должны ли быть использованы строго по целевому назначению. Использование денежных средств, имеющих целевой характер, как самим лесхозом, так и налоговым органом на иные цели является, по существу, нецелевым использованием бюджетных средств. Налоговый орган не наделен правом направлять денежные средства, подлежащие получению получателями бюджетных средств, на иные цели.

Действия налогового органа по списанию со счета "Суммы по поручениям" бюджетных денежных средств в счет погашения задолженности по уплате местных налогов и сборов фактически являются переводом денежных средств федерального бюджета в региональный бюджет, чем нарушаются Бюджетный кодекс Российской Федерацией, Федеральный закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" и Федеральный закон Российской Федерации "О бюджетной классификации Российской Федерации".

При таких обстоятельствах решение арбитражного суда апелляционной инстанции об отказе в иске о возврате 246 718 руб. 73 коп. вынесено на основании неполно исследованных обстоятельств. Кроме того, судом апелляционной инстанции ошибочно применены положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вместо статьи 79 Кодекса, поскольку списание со счета произведено по поручению налогового органа, то есть носило характер взыскания.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пунктом 3), 176 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2001 по делу № А32-9700/2000-20/294 в части отказа в иске о возврате Пшишскому лесхозу 246 718 руб. 73 коп. денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, отменить, дело в данной части передать на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Краснодарского края.

В остальной части постановление апелляционной инстанции от 16.01.2001 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:
файл-рассылка
               

Номер документа: Ф08-1048/2001
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 23 апреля 2001

Поиск в тексте