ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2001 года № Ф08-756/2001-241А

Дело N А63-1380/2000-С4

[Статьей 87 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Поэтому признавая необоснованными выводы налоговой инспекции о доначислении в 2000 году налоговых платежей за 1996 год суд правомерно руководствовался приведенной нормой]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа  при участии представителей ОАО "Георгиевскагрострой", в отсутствие представителей ИМНС РФ по г. Георгиевску, надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление за № 176 имеется в деле), рассмотрев кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Георгиевску на решение от 02.11.2000 Арбитражного суда Ставропольского края по делу №А63-1380/2000-С4,  установил следующее.

Решением суда от 02.11.2000 частично удовлетворены исковые требования Инспекции МНС РФ по г. Георгиевску и взыскано с ОАО "Георгиевскагрострой" 15 299 рублей штрафных санкций по НДС, налогу на имущество, сбору на образование, благоустройство в связи с неполной уплатой налогов за период с 1997 по 1998 год.

По встречному иску ОАО "Георгиевскагрострой" признано недействительным решение Инспекции МНС РФ по г. Георгиевску в части взыскания недоимки по налогам за 1996 год в сумме 62 756 рублей и пени -  54 391 рубль, пени по налогу на прибыль за 1997 год - 19 348 рублей, недоимки по НДС за 1997-1998  годы - 2 887 рублей и штрафа - 577 рублей, штрафа по налогу на прибыль - 1 269 рублей и НДС - 2 642 рубля, а также штрафа за превышение предельного размера расчетов наличными денежными средствами в сумме 58 328 рублей.

Не обжалуя решение суда в апелляционную инстанцию, налоговая инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое.

Заявитель указывает в жалобе, что доначисление налоговых платежей за 1996 год по итогам налоговой проверки 2 000 года является обоснованным. По мнению заявителя жалобы, применяя положения статьи 87 Налогового Кодекса РФ (далее - Кодекс) о том, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, суд не учел положения статьи 57 Конституции РФ, пункта 8 статьи   23 и пунктов 10, 11 статьи 21 Кодекса. Кроме того, суд не принял во внимание нарушение ОАО "Георгиевскагрострой" (далее - ОАО) Указа Президента РФ от 20.12.94 № 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)". В жалобе указывается на неверное толкование судом статьи 122 Кодекса о применении ответственности, которая, по мнению заявителя, применяется и в случае переплаты по налогам. При этом заявитель жалобы исходит из взаимосвязи неуплаты с конкретно установленным сроком уплаты налога. Свое несогласие по вопросу об освобождении ОАО от штрафа по Указу Президента РФ от 23.05.94 №1006  налоговый орган мотивирует наличием самого факта правонарушения. В жалобе также содержится ссылка на отсутствие отдельного определения в связи с объединением иска налогового органа и встречного иска налогоплательщика.

В отзыве на жалобу ОАО просит ее отклонить, оставив без изменения решение суда.

В судебном заседании представители ОАО поддержали доводы в обоснование законности и обоснованности судебного акта.

Проверив законность решения суда по материалам дела, выслушав представителей ОАО, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.

Статьей 87 Кодекса предусмотрено, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Поэтому признавая необоснованными выводы налоговой инспекции о доначислении налоговых платежей за 1996 год суд правомерно руководствовался приведенной нормой.

Указом Президента РФ от 20.12.94 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" установлено, что сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским Кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с ГК РФ являются ничтожными и порождают последствия, предусмотренные ГК РФ и  вышеназванным Указом.

Так как умысел ОАО на совершение сделок без оплаты не подтверждается материалами дела, требование налогового органа в отношении доначисления по ним НДС за 1997 год в сумме 1 709 рублей и за 1998 год - 2 887 рублей является необоснованным.     

В отношении отказа судом во взыскании с ОАО штрафа за нарушение пункта 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 №1006 необходимо отметить, что правонарушение совершено, как следует из акта, в 1997 и 1998 году.

Статьей 38 КоАП РФ определены сроки наложения административного взыскания. Из упомянутой нормы следует, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Поскольку правонарушение (расчеты наличными денежными средствами с превышением установленного лимита) обнаружено налоговой инспекцией в 2000 году, решение вынесено в мае 2000 года, сроки его применения пропущены.

В остальном решение суда также является правильным, в связи с чем доводы жалобы подлежат отклонению.

Что касается ссылки в жалобе на процессуальное нарушение при рассмотрение спора, то стороной не указано в жалобе, по какой причине отсутствие отдельного определения по вопросу об объединении первоначального и встречного исков привело или могло привести      к принятию неправильного решения по спору. Не установлено таких последствий, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу части 2 статьи 176  Арбитражного процессуального кодекса РФ, и судом кассационной инстанции. Кроме того, в деле имеется отзыв налоговой инспекции на встречное исковое заявление ОАО, из которого следует, что налоговая инспекция ознакомлена с его содержанием с изложением своей правовой позиции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 п.1, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:


решение от 02.11.2000 Арбитражного суда Ставропольского края по делу №А63-1380/2000-С4 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:

файл-рассылка