ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 2001 г. № Ф08-2298/2001

Дело N А32-3081/2001-11/108

[Определение суда о прекращении производства по делу является обоснованным, поскольку оспариваемое письмо Морской администрации порта не носит характера ненормативного акта, а является информационным письмом, разъясняющим порядок взимания лоцманского сбора]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителей ЗАО "Морские лоцманы Новороссийска", ГУ "МАПН", рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Морские лоцманы Новороссийска" на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.01 по делу N А32- 3081/2001-11/108, установил следующее.

ЗАО "Морские лоцманы Новороссийска" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ГУ "Морская администрация порта Новороссийск" (ГУ "МАПН") о признании недействительным распоряжения ГУ "МАПН" N МРS-314/043 от 21.02.2000.

К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Министерство транспорта РФ и Международная общественная организация "Ассоциация морских лоцманов России".

Определением арбитражного суда от 24.04.01 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Суд мотивировал определение тем, что спорное письмо не является ненормативным актом, так как его содержание не несет правовой нагрузки, а имеет информационный характер.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. ЗАО "Морские лоцманы Новороссийска" не согласилось с   определением суда от 24.04.01, обжаловав его в кассационном порядке. Заявитель жалобы не согласен с выводами арбитражного суда, ссылаясь на то, что морская администрация порта в соответствии со статьей 9 Кодекса торгового мореплавания РФ осуществляет административно-властные полномочия, ее распоряжения обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.

Истец считает, что спорное письмо ГУ "МАПН" является ненормативным актом, нарушающим его законные права и интересы. В соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ является актом, который может быть оспорен в арбитражном суде.

В судебном заседании представитель ЗАО "Морские лоцманы Новороссийка" подтвердил доводы, изложенные в жалобе.

Представитель ГУ "МАПН" в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемое определение арбитражного суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ЗАО "Морские лоцманы Новороссийска" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным письма ГУ "МАПН", в котором до сведения всех руководителей агентирующих предприятий порта Новороссийск доведена информация о том, что с 22.02.2000 лоцманский сбор в порту Новороссийск взимает Морская администрация порта Новороссийск.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридичесих лиц, могут быть признаны судом недействительными.

Статья 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает подведомственность споров о признании недействительными указанных актов арбитражному суду.

Вывод суда о том, что оспариваемое письмо ГУ "МАПН" не является ненормативным актом государственного органа, и поэтому спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 106 Кодекса торгового мореплавания РФ размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно "Ставкам сборов с судов в морских торговых портах РФ", зарегистрированным в Минюсте РФ от 28.10.96 N 1184, лоцманский сбор относится к регулируемым государством портовым сборам, который расходуется не только на оплату стоимости лоцманской услуги, но и на оплату других работ и услуг.

Из содержания постановления Правительства РФ от 7.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановления Совета Министров - Правительства РФ от      17.12.93 "Об организации управления морскими портами", Порядка взимания и использования портовых сборов морскими администрациями портов от 17.12.97 N МФ-35/2321 следует, что портовые сборы взимаются морскими администрациями портов.

При таких обстоятельствах, спорное письмо ГУ "МАПН" по существу носит информационный характер, не содержит правовой нагрузки, поскольку разъясняет закон, определяющий порядок взимания лоцманского сбора.

Таким образом, настоящий спор не подведомственен арбитражному суду и суд первой инстанции обоснованно на основании пункта 1 статьи  85 Арбитражного процессуального кодекса РФ прекратил производство по делу.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 171, 174, 175, 177, 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л


Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.01 по делу N А32-3081/2001-11/108 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:

файл-рассылка