ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2001 г. № Ф08-1828/2001


Дело N А32-426/2001-47/5

[В связи с прекращением обязательств по договорам ЗАО не могло передать свои права требования по ним третьему лицу, поэтому договор об уступке права требования является недействительной сделкой]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителей ОАО "Трастовая компания по управлению активами", представителей Управления муниципальной собственности администрации г.Краснодара, представителя администрации г.Краснодара и Департамента муниципальных финансов администрации г. Краснодара, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Трастовая компания по управлению активами" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2001 по делу NА32-426/2001047/5, установил следующее.

ОАО "Трастовая компания по управлению активами" обратилось в арбитражный суд с иском к мэрии г.Краснодара (ныне - администрация г. Краснодара) о взыскании 3 271 223 руб., составляющих компенсацию стоимости разницы пакетов ценных бумаг по договорам мены N42-03/97 от 29.08.97, заключенным между ЗАО "Новая инвестиционная компания Первая (ЗАО "Никфест") и Департаментом управления муниципальными долгами мэрии г.Краснодара, и N43-03/97 от 29.08.97, заключенным между ЗАО "Никфест" и Департаментом муниципальных финансов мэрии г.Краснодара.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены Департамент управления муниципальными долгами мэрии г.Краснодара, Департамент муниципальных финансов мэрии г.Краснодара и в качестве второго ответчика - Департамент муниципальных ресурсов мэрии г.Краснодара (переименовано в Управление муниципальной собственности администрации г.Краснодара) .

Решением суда от 16.02.2001 с Департамента муниципальных ресурсов г.Краснодара в пользу ОАО "Трастовая компания по управлению активами" взыскана задолженность в размере 3 271 223 руб. и госпошлина в доход федерального бюджета в размере 2000 руб. В отношении администрации г.Краснодара производство по делу прекращено на основании того, что администрация, как орган местного самоуправления, вступает в правоотношения с другими субъектами через свои Департаменты и поэтому не может являться стороной по делу.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2001 решение суда отменено, в иске отказано. С ОАО "Трастовая компания по управлению активами" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 13 965,12 руб.

В кассационной жалобе ОАО "Трастовая компания по управлению активами" просит отменить постановление апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворить, взыскав задолженность в размере 3  271 223 руб. с мэрии г.Краснодара , Департамента управления муниципальными долгами мэрии г.Краснодара, Департамента муниципальных финансов мэрии г.Краснодара и Департамента муниципальных ресурсов мэрии г.Краснодара. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение апелляционной инстанцией статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает необоснованными выводы суда об отсутствии у департаментов мэрии г.Краснодара полномочий на совершение юридически значимых действий от имени мэрии, а также о ничтожности договора уступки права требования N1-Уст/00 от  6.10.2000, заключенного между истцом и ЗАО "Никфест". Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказ. округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Требования истца о взыскании задолженности основаны на договоре уступки права требования N01-Уст/00 от 6.10.2000, заключенном с ЗАО "Никфест", в соответствии с которым последнее уступило ОАО "Трастовая компания по управлению активами" свои права, возникшие из договоров мены NN42-03/97, 43-03/97 от 29.08.97, заключенных соответственно между ЗАО "Никфест" и Департаментом управления муниципальными долгами мэрии г.Краснодара, и между ЗАО "Никфест" и Департаментом муниципальных финансов мэрии г.Краснодара.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по договору мены ценных бумаг N42-03/97 от 29.08.97, заключенному с Департаментом управления муниципальными долгами, ЗАО "Никфест" произвел обмен обыкновенных именных акций ОАО фирма "Ист" в количестве 2 272 акции номинальной стоимостью 1 000 000 руб. на общую сумму 68 160 000 руб. на облигации государственного сберегательного займа РФ на ту же сумму. В этот же день стороны подписали дополнительное соглашение к договору, в котором указано, что стоимость переданных по договору 2 272 акций составляет 2 272 000 000 руб., облигаций - 67 776 324 руб., разница между стоимостью пакетов ценных бумаг будет компенсирована ЗАО "Никфест" мэрией г.Краснодара по отдельному договору.

По акту приема-передачи ценных бумаг от 4.09.97 между Департаментом управления муниципальными долгами и ЗАО "Никфест" был произведен обмен пакетами ценных бумаг. При этом в пункте 3 акта приема-передачи указано, что разница в стоимости произведенных операций - 383 676 руб. выплачивается наличными деньгами АОЗТ "Никфест"

По договору мены ценных бумаг N43-03/97 от 29.08.97, заключенному с Департаментом муниципальных финансов мэрии г.Краснодара, ЗАО "Никфест" произвел обмен акций ОАО фирма "Ист" в количестве 1100 акции на общую сумму 33 000 000 руб. на облигации государственного сберегательного займа РФ на ту же сумму. В тот же день стороны подписали дополнительное соглашение к договору, в котором указано, что стоимость переданных по договору 1 100 акций составляет 1 100 000 000 руб., облигаций33 000 000 руб., разница между стоимостью пакетов ценных бумаг будет компенсирована мэрией г.Краснодара по отдельному договору.

Оценив указанные соглашения, апелляционная инстанция пришла к выводу, что мэрия г. Краснодара и Департамент муниципальных ресурсов мэрии г.Краснодара не являлись в них сторонами , в связи с чем договоры мены и дополнительные соглашения к ним в части возложения обязанности на мэрию г.Краснодара компенсировать разницу между стоимостью пакетов ценных бумаг являются ничтожными ввиду несоответствия их статье 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. По этим же основаниям является ничтожным договор уступки права требования N01- Уст/00 от 6.10.2000, так как по нему уступлено право требования к лицу (Департаменту муниципальных ресурсов мэрии г.Краснодара), не являющемуся стороной в обязательстве, по которому производится уступка права требования.

Вывод апелляционной инстанции о несоответствии соглашений от  29.08.97 статье 308 Гражданского кодекса Российской Федерации является ошибочным, не соответствует материалам дела и действительным взаимоотношения сторон. Из материалов дела видно, что впоследствии ЗАО "Никфест" и Департаментом муниципальных ресурсов мэрии г.Краснодара был заключен договор об уступке прав требования N1 от 14.04.98, согласно которому во исполнение дополнительных соглашений к договорам мены ценных бумаг NN 42-03/97 и 43-03/97 от 29.08.97, Департамент передал ЗАО "Никфест" право требования долга с должников, указанных в приложении N1 к договору на общую сумму 3 272 000 руб. Приложение N1, в котором перечислены конкретные должники с суммами долга, в материалах дела имеется. Заключение договора от 14.04.98 свидетельствует о том, что Департамент муниципальных ресурсов одобрил ранее совершенные договоры мены и дополнительные соглашения к ним. Данные действия соответствуют статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положению о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью г. Краснодара, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 19.06.97 N10 п.1 (пункты 1.4,1.5), Уставу муниципального учреждения "Департамент муниципальных ресурсов города Краснодара" (пункт 3.1), в которых предусмотрены полномочия Департамента муниципальных ресурсов совершать сделки с объектами муниципальной собственности. Кроме того, заключением договора уступки права требования от 14.04.98 прекратились обязательства, возникшие из договоров мены и дополнительных соглашений к ним, в частности обязательства мэрии г. Краснодара по возмещению денежной суммы в размере 3 272 000 руб. Взамен ЗАО "Никфест" получил права требования к должникам Департамента муниципальных ресурсов мэрии г. Краснодара на спорную сумму. В связи с прекращением обязательств по договорам от 29.08.97, ЗАО "Никфест" не мог передать свои права требования по ним ОАО "Трастовая компания по управлению активами". В соответствии с договором уступки права требования от 14.04.98 должниками ЗАО "Никфест" на сумму 3 272 000 руб. являются лица, перечисленные в приложении N1 к договору, однако право требования к ним истцу по договору от 6.10.2000 не передавалось.

При таких обстоятельствах договор уступки права требования N01-Уст/00 от 6.10.2000, на котором истец основывает свои требования, правомерно признан недействительной сделкой. Оснований для удовлетворения иска не имеется, в связи с чем постановление апелляционной инстанции по существу принято правильно. Согласно статье  95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО "Трастовая компания по управлению активами" подлежит взысканию госпошлина по иску и кассационной жалобе в сумме 41 868 руб.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:


постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2001 по делу NА32-426/2001-47/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с ОАО "Трастовая компания по управлению активами" в доход федерального бюджета госпошлину по иску и кассационной жалобе в сумме 41 868 руб.

Поручить Арбитражному суду Краснодарского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:

файл-рассылка