ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2001 г. №  Ф08-2853/2001


Дело N А32-6156/2001-11/185

[За осуществление предприятием-недоимщиком расчетов с кредиторами через физических лиц за наличные денежные средства путем внесения на счета третьих лиц, минуя свой расчетный счет, наступает ответственность по Указу Президента России от 18.08.1996 N 1212 и взыскивается штраф с учетом требований статей 38 и 282 КоАП РСФСР]
(Извлечение)

          

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании представителей Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги (далее - Краснодарское отделение СКЖД) и Территориальной инспекции N 3 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Краснодару Краснодарского края (далее - Инспекция МНС России), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2001 по делу N А32-6156/200111/185, установил следующее.

Решением арбитражного суда отказано в иске Инспекции МНС России о взыскании с Краснодарского отделения СКЖД 630 744 руб. штрафа по пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (далее - Указ Президента России от 18.08.1996 N 1212) за внесение наличных денежных средств на счета других лиц - владельцев счетов, минуя свой расчетный счет.

Законность и обоснованность решения арбитражного суда в апелляционной инстанции не проверялись.

В кассационной жалобе на решение арбитражного суда Инспекция МНС России просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и удовлетворить иск, поскольку в деле имеется достаточно доказательств, подтверждающих совершение Краснодарским отделением СКЖД правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Указом Президента России от 18.08.1996 N 1212.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС России в период с 24.01.2001 по 29.01.2001 проведена проверка структурного подразделения Краснодарского отделения СКЖД - Обособленного подразделения "Отдел пути" - по соблюдению Указа Президента России от 18.08.1996 N 1212 "О мерах :" за период с 01.09.2000 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт проверки от 29.01.2000 N 04-20/365. Согласно акту проверки, обособленное подразделение "Отдел пути" Краснодарского отделения СКЖД в проверяемый период осуществляло расходование наличных денежных средств из кассы предприятия, минуя расчетный счет. Общая сумма выданных из кассы в подотчет физическим лицам наличных денежных средств составила 315 372 руб.

16.02.2001 Инспекцией МНС России принято решение N 04-20/7 о привлечении Краснодарского отделения СКЖД в лице обособленного подразделения "Отдел пути" к ответственности, предусмотренной пунктом  9 Указа Президента России от 18.08.1996 N 1212, и взыскании 630 744 руб. штрафа.

Поскольку Краснодарское отделение СКЖД в добровольном порядке сумму штрафа не уплатило, налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском о взыскании суммы штрафа в принудительном порядке.

Предметом доказывания по настоящему делу является установление следующих обстоятельств: является ли предприятие субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное Указом Президента России от 18.08.1996 N 1212; наличие события правонарушения, предусмотренного пунктом 9 данного Указа Президента России; соблюдение налоговым органом установленного статьей 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях срока наложения взыскания; соблюдение установленного статьей 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее КоАП РСФСР) срока давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Правонарушения, приведенные в Указе Президента России от 18.08.1996 N 1212, по правовой природе относятся к административным правонарушениям. Каждый случай расчета абонента с оператором связи за оказанные услуги за наличные денежные средства через подотчетных физических лиц путем внесения на счета третьих лиц, минуя свой расчетный счет, образуют оконченный состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 9 данного Указа.

В соответствии со статьей 38 КоАП РСФСР административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что часть выплат третьим лицам наличными денежными средствами в сумме 222 917 руб. через физических лиц, минуя расчетный счет, осуществлена обособленным подразделением "Отдел пути" Краснодарского отделения СКЖД в период с 01.09.2000 по 01.11.2000, а решение о привлечении к ответственности принято Инспекцией МНС России 16.02.2000, то есть по истечении установленного в статье 38 КоАП РСФСР срока наложения взыскания (привлечения к ответственности), который составляет 2 месяца с момента совершения правонарушения, предусмотренного пунктом 9 Указа Президента России от 18.08.1996 N  1212 "О мерах :". В части выплат третьим лицам наличными денежными средствами в сумме 92 455 руб. через физических лиц, минуя расчетный счет, осуществленных обособленным подразделением "Отдел пути" Краснодарского отделения СКЖД в период с 16.12.2000 по 31.12.2000, то отказ арбитражного суда во взыскании штрафа по пункту 9 Указа Президента России от 18.08.1996 N 1212 "О мерах :" обоснован характером произведенных выплат. Согласно данному Указу Президента России, предприятия имеют право на использование денежных средств в размере, необходимом на оплату труда, хозяйственные нужды и командировочные расходы.

Как установлено арбитражным судом, сумма 92 455 руб. использована для расчетов за приобретенные канцелярские товары, запасные части для автомобилей, газа-пропана, насоса, за услуги по техническому обслуживанию оперативной машины, на уплату регистрационного сбора. Данные выплаты арбитражный суд оценил как относящиеся к хозяйственным нуждам, ответственность за которые Указом Президента России от 18.08.1996 N 1212 не предусмотрена.

Все имеющиеся в материалах дела доказательства арбитражным судом оценены, все имеющие существенное значение для дела обстоятельства установлены, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам.

В соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств.

Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" определяет особый порядок расходования выручки предприятий, имеющих задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, и распространяется на недоимщиков по налоговым платежам и платежам в государственные внебюджетные фонды. То есть, субъектом ответственности за правонарушения, предусмотренные пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212, являются предприятия-недоимщики. В деле отсутствуют сведения о том, что Краснодарское отделение СКЖД было зарегистрировано как предприятие-недоимщик.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2001 по делу N А32-6156/2001-11/185 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:

файл-рассылка