ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2001 г. № Ф08-2941/2001-930А


Дело N А32-8198/2001-40/181

[Основным критерием для предоставления предприятию туризма льготы по земельному налогу является не его статус как учреждения, а тот вид деятельности который оно осуществляет]
(Извлечение)

          

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа  при участии в судебном заседании представителя ЗАО "Турбаза "Кубань", рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Геленджику на решение от 25.06.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8198/2001-40/181, установил следующее.

ЗАО "Турбаза "Кубань" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Инспекции МНС РФ по г. Геленджику о признании частично недействительным резолютивной части решения N 70 от 18.05.2001 в части подпункта 1.2. пункта 1, абзаца "б" подпункта  2.1. пункта 2 в части уплаты налога на землю, абзаца "в" подпункта  2.1. пункта 2 в части пени за несвоевременную уплату налога на землю. Решением арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2001  исковые требования удовлетворены полностью. Решение мотивировано тем, что льготу по уплате земельного налога имеют как учреждения, находящиеся в государственной, муниципальной, профсоюзной собственности и указанные в пункте 15 статьи 12 Закона "О плате за землю", так и учреждения независимо от источников финансирования, указанные в пункте 4 и пункте 10 статьи 12 данного Закона. Льгота по уплате земельного налога подлежит применению по данному делу, так как статус истца как учреждения туризма, осуществляющего туристскоэкскурсионную деятельность, подтверждается материалами дела.

Законность и обоснованность решения арбитражного суда в апелляционной инстанции не проверялась.

Инспекция МНС РФ по г. Геленджику, не согласившись с судебным актом Арбитражного суда Краснодарского края в части признания недействительным решения по доначислению суммы земельного налога и пени, подала кассационную жалобу на решение от 25.06.2001, которое просит отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Налоговый орган полагает, что судом неправильно применены положения пункта 10 статьи 12 Закона РФ "О плате на землю", так как от уплаты земельного налога освобождаются только учреждения, а истец - акционерное общество не отвечает требованиям статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Представитель Инспекции МНС РФ по г. Геленджику в заседание суда кассационной инстанции не явился, хотя был надлежаще уведомлен о дне рассмотрения жалобы (см. увед. N 2471).

Представитель истца считал жалобу необоснованной и просил суд кассационной инстанции оставить решение суда без изменения. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя истца, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании решения руководителя Инспекции МНС РФ по г. Геленджику от 03.04.2001 N 287 проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Турбаза "Кубань" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с  01.01.99 по 31.12.2000. По результатам проверки был составлен акт N 75 от 25.04.2001  и принято решение N 70 от 18.05.2001 о привлечении ЗАО "Турбаза "Кубань" к налоговой ответственности. ЗАО "Турбаза "Кубань" оспаривается решение Инспекции МНС РФ по г. Геленджику N 70 от 18.05.2001 в части: привлечения к ответственности по пункту 1 статьи  122 НК РФ за неуплату налога на землю за 1999 год и 2000 год в виде штрафа в размере 171590,62 руб. (подпункта 1.2. пункта 1); уплаты налога на землю за 1999 год и 2000 год в размере 857953,09 руб. (абзаца "б" подпункта 2.1. пункта 2); в части уплаты пени за несвоевременную уплату налога на землю в размере 343548,84 руб. (абзаца "в" подпункта 2.1. пункта 2).

В силу ст.5 Федерального закона Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из письма Крайкомстата от 23.12.99 N 10-1/2128 видно, что истцу присвоен код вида деятельности (ОКОНХ), который соответствует туризму. Кроме того, ЗАО "Турбаза "Кубань" органом по сертификации услуг Краснодарского ЦСМ выдан сертификат соответствия N 0231956 и лицензия N 0780895 на оказание услуг туристской базы.

В связи с этим и имеющимися в деле договорами с различными хозяйствующими субъектами об обеспечении туристской деятельности судом сделан правомерный вывод о том, что основным видом деятельности истца является оказание всех видов туристско-экскурсионных услуг.

В соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" ОКОНХ представляет собой группировки видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в общей системе общественного разделения труда.

Коду 91620 соответствует туризм, который включает в себя туристские гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро и бюро путешествий, учреждения по организации международного туризма.

Согласно разъяснениям ГНС РФ от 08.02.93 N ВГ6-02/69 "По отдельным вопросам платы за землю" при определении конкретных видов организаций и учреждений следует руководствоваться классификатором "Отрасли народного хозяйства" 1 75 018, при пользовании которым, следует иметь в виду, что он содержит отдельные устаревшие наименования некоторых субъектов налогообложения и в нем не учтены изменения в связи с упразднением бывших союзных структур и образованием новых органов власти и управления. Этим же классификатором к учреждениям туризма отнесены туристские гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро и бюро путешествий, учреждения по организации международного туризма, которые в соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона РСФСР "О плате за землю" не подлежат обложению земельным налогом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции Закона РФ от 16.07.92 N 3317-1) от уплаты земельного налога освобождены полностью учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно - оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно - спортивных учреждений) независимо от источника финансирования. На основании вышеизложенного довод налогового органа о том, что истец не имеет права на льготу по земельному налогу, так как его организационно-правовая форма не соответствует признакам учреждения туризма, в силу статьи 120 ГК РФ и Федерального закона "О некоммерческих организациях", является необоснованным, в связи с тем, что в данном случае основным критерием для предоставления предприятию льготы по земельному налогу является не его статус как учреждения, а тот вид деятельности который оно осуществляет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 25.06.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32- 8198/2001-40/181оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:

файл-рассылка