ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2003 г. N Ф08-4573/2003-1856А

Дело N А15-1088/2003-7

[Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации",
предусмотрено, что доходы бюджета Фонда формируются, в том числе, и за счет
сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, поэтому
штрафы, взыскиваемые на основании статьи 17 Федерального закона
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного
 пенсионного страхования"
, подлежат зачислению в бюджет
 Пенсионного фонда РФ]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от заявителя - Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан, в отсутствие представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Республики Дагестан, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Военного комиссариата Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.08.03 по делу N А15-1088/2003-7, установил следующее.

Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - ГУ УПФР) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Военного комиссариата Республики Дагестан (далее комиссариат) к административной ответственности " в виде 50 978 рублей штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

Решением арбитражного суда от 20.08.03 требования ГУ УПФР удовлетворены. При рассмотрении дела суд признал смягчающим ответственность обстоятельством то, что комиссариат является организацией, финансируемой из бюджета, и, руководствуясь статьями 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшил сумму штрафа до 25 489 рублей.

В апелляционной инстанции дело не пересматривалось. Не согласившись с принятым судебным актом, комиссариат обратился с кассационной жалобой. Заявитель жалобы не оспорил факт совершения им правонарушения, размер взысканной санкции и законность решения по существу. Однако он просит изменить мотивировочную часть решения суда и указать, что взыскание штрафа должно быть произведено не в пользу ГУ УПФР, а получателем суммы штрафных санкций следует указать государство. По мнению заявителя, сумма подлежит зачислению в доход государственного бюджета, а не в бюджет Пенсионного фонда. Заявитель жалобы ссылается на то, что статья 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" противоречит статье 19.7 (непредставление сведений (информации) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающего взыскание штрафа в пользу государства.

Отзыв на жалобу в суд не представлен. В судебном заседании представитель Пенсионного фонда отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить решение суда в силе.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного акта и выслушав представителя Пенсионного фонда, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда от 20.08.03 не подлежит отмене ввиду следующего.    

Как видно из материалов дела, 28.05.03 ГУ УПФР проведена камеральная проверка Военного комиссариата по вопросу своевременности представления сведений о застрахованных лицах за 2002 год. Проверкой установлено, что комиссариат не представил названные сведения в срок, установленный пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". По результатам проверки составлен акт от 28.05.03 N 005.

30 мая 2003 года ГУ УПФР принято решение N А-104 о привлечении комиссариата к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в размере 10 % причитающихся платежей, что составило 50 978 рублей.

Требованием от 30.05.03 N 042 заинтересованному лицу предлагалось в срок до 09.06.03 уплатить начисленные штрафные санкции. В связи с тем, что требование не было исполнено в указанный срок, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанного штрафа в принудительном порядке.

Удовлетворяя требования Пенсионного фонда, суд правомерно руководствовался нормами Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 данного Закона страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта. На основании статьи 17 Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования применяются финансовые санкции в размере 10 процентов от суммы подлежащих уплате за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание штрафных санкций производится органами Пенсионного фонда в судебном порядке.

Довод заявителя жалобы о том, что согласно статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) сумма штрафа подлежит взысканию в бюджет Российской Федерации, не может быть принят во внимание.

Ответственность по статье 19.7 Кодекса наступает за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде. Однако комиссариат не был привлечен к административной ответственности по указанной статье.

Спорные правоотношения возникли в сфере пенсионного законодательства, которым за указанное правонарушение установлена ответственность виде штрафа.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливает Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 N 167-ФЗ.

Согласно абзацу 1 статьи 2 Закона N 167-ФЗ Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" входит в систему законодательства об обязательном пенсионном страховании.

В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации имеет собственный бюджет, формируемый за счет средств, подлежащих взысканию в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, ежегодно принимается Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации", согласно которому доходы бюджета Фонда формируются в частности, за счет сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 статьи 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взысканные после 1 января 2001 года суммы недоимки, пени и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды направляются в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, а по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - в федеральный бюджет.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал в резолютивной части решения, что штраф подлежит взысканию в бюджет ГУ УПФР по Республике Дагестан.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:


решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.08.03 по делу А15-1088/2003-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка