ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2001 г. № Ф08-3784/2001-1208А


Дело N А63-2125/2001-С4

[Следуя части второй статьи 148 Налогового кодекса России, местом осуществления деятельности организации, которая оказывает услуги по сдаче в аренду воздушных судов по договору аренды (фрахтования) с экипажем, а также услуги по перевозке, признается место фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации предоставляемых в аренду указанных судов и место оказания услуг по перевозке]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа  при участии в судебном заседании от ГУАП "Кавминводы - Авиа", от Инспекции МНС РФ по городу Минеральные Воды, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по городу Минеральные Воды на решение от 22.08.2001 г. Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-2125/2001-С4 , установил следующее.

Государственное унитарное авиационное предприятие "Кавминводыавиа" (далее по тексту Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 3 решения от 19.07.2001 N 274 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Минеральные Воды (далее по тексту Инспекция).

Решением суда от 22.08.2001 иск удовлетворен. Признано недействительным решение Инспекции N 274 от 19.07.2001 в части пункта   3 его резолютивной части. Решение суда мотивировано следующим. В отношениях с пассажирами чартерного рейса истец выступил  перевозчиком, в отношениях с заказчиками - арендодателем и перевозчиком, при этом, и в отношениях по фрахту, и в отношениях с пассажирами истец выполнил функции перевозчика. Требования истца сводятся к возмещению налога на добавленную стоимость по затратам в части осуществления перевозочного процесса, а не арендных отношений, следовательно применение Инспекцией статей 146, 148 Налогового кодекса России неправомерно. Истец, осуществляя функции перевозчика, и имея один из пунктов (назначения или отправления) за пределами Российской Федерации, пользуется, в соответствие с подпунктом 4 пункта 2 статьи  164 Налогового кодекса России, правом на получение налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость в части рассматриваемых услуг, следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса России - на налоговые вычеты, составляющие спорную сумму. Противоречия норм Налогового кодекса России, на основании пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса России, разрешаются в пользу налогоплательщика.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

Инспекция не согласилась с состоявшимся судебным актом и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.08.2001 отменить и принять новое решение об отказе Предприятию в иске о признании частично недействительным решения Инспекции 3274 от 19.07.2001, полагая, что судом дана неверная оценка представленным документам и главе 21 Налогового кодекса России, в соответствии с которыми Предприятию отказано в налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость по международным чартерным перевозкам, местом реализации услуг по которым является территория другого государства, поскольку, согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса России объектом обложения налогом на добавленную стоимость является реализация услуг на территории Российской Федерации, следовательно, реализация услуг по договору фрахтования не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость, поэтому применение Предприятием статьи 164 Налогового кодекса России, по обложению НДС по ставке 0%, и статьи 165 Налогового кодекса России, по наличию права на возмещение НДС по экспортным услугам, неправомерно.

В заседании суда кассационной инстанции представители Инспекции пояснили, что Предприятием порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% по международным чартерным перевозкам соблюден, в Инспекцию представлены документы, предусмотренные ст. 165 Налогового кодекса России: выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки за оказанные услуги по авиаперевозке, в том числе чартерными рейсами; реестр единых международных перевозочных документов, а также отдельная налоговая декларация, представление которой налогоплательщиком в налоговый орган предусмотрено ст. 164 Налогового кодекса России.

Предприятием отзыв на кассационную жалобу не представлен. В судебном заседании суда кассационной инстанции представители

Предприятия просили оставить решение суда от 22.08.2001 г. без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, исследовав материалы дела в порядке статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка документов Предприятия, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов за март месяц 2001 года в сумме 1740566 рублей. В ходе проверки установлено, что чартерные международные авиаперевозки не относятся к услугам по перевозке, налогообложение по которым производится в соответствии со ст. 164 Налогового кодекса России по ставке 0%.

Статья 148 Налогового кодекса России определила местом реализации услуг по перевозке пассажиров чартерными авиарейсами территорию другого государства, следовательно, не может распространятся на услуги, реализуемые за пределами Российской Федерации, действие норм главы 21 Налогового кодекса России, в частности ее статьи 165, на основании которой налогоплательщиком истребовано возмещение налога на добавленную стоимость по экспортируемым услугам.

По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение N 274 от 19.07.2001 г., пунктом первым которого Инспекция подтвердила стоимость реализованных услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории России по единым международным перевозочным документам, по которым применена налоговая ставка 0% за март 2001 в сумме 6390355,29 рублей, пунктом вторым - засчитала Предприятию налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории России по единым международным документам за март 2001 в сумме 1462076 рублей в счет задолженности по НДС по основной деятельности, пунктом третьим - отказала в налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость в сумме 278490 рублей по международным чартерным перевозкам, путем вычета из сумм по строке 5 декларации по НДС по налоговой ставке  0% сумм налогового вычета по международным чартерным авиаперевозкам. Не согласившись с решением Инспекции в части отказа произвести  налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты предусмотрено ч. 1 ст. 171 Налогового кодекса России, в соответствии с ч. 2 которой, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок применения налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 Налогового Кодекса России, установлен ч. 3 ст. 172 Налогового кодекса России, в соответствие с которой вычеты сумм налога производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса России.

В силу части 6 статьи 165 Налогового кодекса России, при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на зарегистрированный в налоговых органах счет российского налогоплательщика - экспортера в российском банке и копии единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

Факт оказания Предприятием услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 0% (пункт 4 части 1 статьи 164 Налогового кодекса России), судом установлен, подтверждается материалами дела и Инспекцией не оспаривается.

При таких обстоятельствах налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость применены Предприятием обоснованно, а решение Инспекции N 274 от 19.07.2001 года правильно признано судом недействительным в части отказа от предоставления Предприятию налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за март месяц  2001 года в сумме 278490 рублей. Доводы Инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, судом  кассационной инстанции не приняты в качестве основания для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствие со ст. 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Согласно статье 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж в пункт назначения. Таким образом, предметом договора как перевозки, так и фрахтования, является перевозка (доставка) пассажиров и багажа в пункт назначения.

Следуя части второй статьи 148 Налогового кодекса России, местом осуществления деятельности организации, которая оказывает услуги по сдаче в аренду воздушных судов по договору аренды (фрахтования) с экипажем, а также услуги по перевозке, признается место фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации предоставляемых в аренду указанных судов и место оказания услуг по перевозке.

Судом установлено, доказано материалами дела и не имеет документально обоснованного возражения обратного со стороны Инспекции наличие места фактического оказания услуг Предприятием по перевозке пассажиров и багажа по договору фрахтования на территории Российской Федерации, реализация которых, согласно пункту 1 части 1 статьи 146 Налогового кодекса России является объектом налогообложения.

Суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, дана правильная оценка доводам сторон и принят законный и обоснованный судебный акт, не подлежащий отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (п.1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

Решение от 22.08.2001 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-2125/2001-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:

файл-рассылка