• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2001 г. № Ф08-3626/2001-1162А


Дело N А63-850/2001-С4

[Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.98 N 1235 предоставляет правительству право на заключение договоров поручительства между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров. Кроме того, судом не учтено, что обязанности по уплате таможенных платежей не выполнены Министерством, в связи с чем должником перед таможенным органом
является Министерство]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей Правительства Ставропольского края, в отсутствие представителей Ставропольской таможни, надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление за N 660 имеется в деле), рассмотрев кассационную жалобу Ставропольской таможни на решение от 18.06.2001 и постановление от 21.08.2001 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63- 850/2000-С4, установил следующее.

Ставропольская таможня обратилась в суд с иском о взыскании с Правительства Ставропольского края задолженности по таможенным платежам в сумме 38 327 796 рублей на основании договора поручительства от 30.12.98 N 6.

Решением арбитражного суда от 18.06.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2001, в иске отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что на административные правоотношения по уплате таможенных платежей нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются. Суд указал также на неприменение к спорным отношениям статьи 122 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность обеспечения уплаты таможенных платежей только в форме гарантии.

По мнению суда, не подлежит применению и статьи 74 Налогового кодекса Российской Федерации, допускающая поручительство, однако действующая с 01.01.99, в то время как договор поручительства заключен 30.12.98. В кассационной жалобе Ставропольская таможня просит судебные акты отменить и принять новое решение, поскольку суд необоснованно не применил нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.98 N 1235 "О мерах по ускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах", в котором указано на возможность заключения договоров поручительства между таможенными органами и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правительство Ставропольского края в отзыве на жалобу просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Кассационной инстанцией получено ходатайство Ставропольской таможни об отложении дела в связи с болезнью одного представителя и занятостью в другом процессе Арбитражного суда Ставропольского края второго представителя.

С учетом доводов представителей Правительства Ставропольского края ходатайство отклонено, поскольку предусмотренные законом препятствия для рассмотрения жалобы в настоящем судебном заседании отсутствуют.

Изучив материалы дела и выслушав представителей стороны, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ставропольского края (далее по тексту - Министерство) в соответствии с контрактом от 30.04.97 N 007.03226354/6900.001/Е511 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации оборудование для системы водоснабжения. Данный товар был оформлен в Ставропольской таможне по ГТД N 20703/18128/002142, N20703/18128/002145. Между Ставропольской таможней и Министерством заключено соглашение "О порядке погашения задолженности по таможенным платежам" N 6 от 31.12.98, согласно которому Министерство обязалось до 29.12.2000 уплатить задолженность по таможенным платежам в сумме 1 493 317 долларов 94 цента США.

Между Правительством Ставропольского края и Ставропольской таможней был заключен договор поручительства N 6 от 30.12.98, согласно которому Правительство Ставропольского края обязалось отвечать за исполнение Министерством обязательств по уплате таможенных платежей в пределах суммы 30 953 081 рублей 36 копеек. Срок исполнения Министерством своих обязательств по уплате таможенных платежей установлен 2 года, и данный договор действует в течение 2-х лет и шести месяцев со дня его заключения.

В связи с неисполнением обязанности по уплате таможенных платежей Министерством, Ставропольская таможня выставила Правительству Ставропольского края, как поручителю, требование N 11 от 12.03.2001 по уплате таможенных платежей в сумме 38 327 796 рублей 81 копеек, из которых пошлина - 8 269 248 рублей 20 копеек, НДС - 30 058 548 рублей 61 копейка и пеня - 2 268 669 рублей 65 копеек. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд не учел следующего. Отношения по взысканию таможенных платежей носят характер административных правоотношений. В то же время административные правоотношения не исключают возможности использования институтов гражданского права, таких как поручительство. Так, статья 122 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность обеспечения уплаты таможенных платежей.

Статья 74 Налогового кодекса Российской Федерации выделяет поручительство как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и при этом ориентируется на общие правила в отношении поручительства, предусмотренные гражданским законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.98 N 1235 "О мерах по ускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах" предусмотрено, что в целях ускорения ввода в эксплуатацию технологического оборудования, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации и находящегося на складах временного хранения и таможенных складах, Правительство Российской Федерации постановляет разрешить Государственному таможенному комитету Российской Федерации производить таможенное оформление предназначенного для изготовления продукции и оказания услуг технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации до 31 декабря 1998 г., при условии согласования организациями - получателями с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в рамках соглашения, предусматривающего механизм валютной оговорки, графиков погашения задолженности по уплате таможенных платежей в течение 2 лет с даты подписания соглашения.

В качестве обеспечения гарантированных обязательств организаций - должников при составлении графиков погашения задолженности по уплате таможенных платежей могут быть использованы залог указанных оборудования, комплектующих и запасных частей к нему или договор - поручительство между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров, а также другие формы обеспечения задолженности.

Указав, что названное Постановление Правительства Российской Федерации противоречит статье 122 Таможенного кодекса Российской Федерации, суд не учел возможность обеспечения уплаты таможенных и налоговых платежей в рамках административных отношений. В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

С учетом изложенного суду следовало в соответствии с нормами Закона Ставропольского края "О Правительстве Ставропольского края" рассмотреть вопрос о том, в каком порядке решаются вопросы поручительства как касающиеся использования бюджета субъекта федерации в Правительстве Ставропольского края (на заседании, путем принятия решения, уполномочивающего представителя на выдачу спорного поручительства). Ссылка суда на то, что Закон Ставропольского края "О Правительстве Ставропольского края" не предоставляет права правительству на выдачу поручительства сделана без анализа Закона, в частности статьи 24, предусматривающей, что правительство осуществляет иные полномочия, предусмотренные уставом Ставропольского края, Законами Российской Федерации и Ставропольского края, иными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.98 N 1235 предоставляет правительству право на заключение договоров поручительства между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров. Кроме того, судом не учтено, что обязанности по уплате таможенных платежей не выполнены Министерством, в связи с чем должником перед таможенным органом является Министерство.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 24.07.2001 возбуждено в отношении Министерства на основании Постановления Ставропольской таможни от 18.07.2001 N 20700-06/01п. Из текста названного Постановления видно, что Министерством частично погашены таможенные платежи по соглашению N 6 от 30.12.98 и дополнительным соглашениям к нему. Несмотря на указанное обстоятельство, Министерство к участию в деле судом не привлечено. При таких обстоятельствах решение и постановление суда подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении спора необходимо рассмотреть вопрос о привлечении Министерства к участию в деле, выяснить причину расхождения сумм задолженности, обоснованность увеличения общей суммы задолженности, взыскиваемой с поручителя, с 30 953 081 рубля 36 копеек до 38 327 796, дать оценку текстам соглашения N 6 от 31.12.98, дополнениям к соглашению, договора поручительства N 6 от 30.12.98.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 пунктом 3, 177, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 18.06.2001 и постановление апелляционной инстанции от 21.08.2001 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-850/2000-С4 отменить и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд, в первую инстанцию.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А63-850/2001-С4
Ф08-3626/2001-1162А
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 23 ноября 2001

Поиск в тексте