ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2001 г. № Ф08-3803/2001  

Дело N А15-1526/00-14

[Из ответа налоговой инспекции по Левашинскому району следует, что балансовые отчеты за 1997-2000 год крестьянским фермерским хозяйством не сдавались. Письмо, направленное истцом отделу статистики, не является доказательством
наличия у хозяйства дотируемого овцепоголовья. Истцом не доказано его право на получение дотаций]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия в судебном заседании представителей Крестьянского фермерского хозяйства "Надежда", Управления федерального казначейства РФ по Республике Дагестан, Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан, Администрации Левашинского района, Правительства Республики Дагестан, извещенных о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, рассмотрев кассационную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства "Надежда" на решение от 13.08.2001 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А 15-1526/00-14, установил следующее.

Крестьянское фермерское хозяйство "Надежда" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству сельского хозяйство и продовольствия Республики Дагестан, Управлению сельского хозяйства Левашинского района, отделению Федерального казначейства по Левашинскому району о взыскании 61 642 рублей 50 копеек, из которых 27  000 рублей государственной дотации и 34 642 рубля процентов за пользование чужими денежными средствами за период с апреля 1999 по октябрь 2000 года.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление Федерального казначейства Республики Дагестан и Администрация Левашинского района.

Истец отказался от иска в отношении заявленных требований к отделению Федерального казначейства по Левашинскому району, отказ принят судом и в этой части производство по делу прекращено.

Решением от 20.12.2000 иск удовлетворен частично, с Министерства сельского хозяйства и продовольствия по Левашинскому району Республики Дагестан в пользу крестьянского фермерского хозяйства "Надежда" взыскано 390 рублей дотаций, в остальной части иска отказано.

Решение обосновано тем, что взысканная сумма дотаций исчислена исходя из количества поголовья овцематок, находящихся у истца, исходя из выделенных дотационных средств.

Отказ во взыскании процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивирован тем, что данная норма не подлежит применению при рассмотрении требований, связанных с выделением дотаций из государственного бюджета.

В апелляционной инстанции дело не проверялось. Постановлением кассационной инстанции от 3.05.2001 решение  суда первой инстанции отменено, дело передано на новое рассмотрение в связи с неполнотой исследования всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Суд кассационной инстанции предложил при новом рассмотрении дела уточнить предмет иска, и, если истец потребует перераспределить денежные средства и взыскать часть дотаций, полученных другими хозяйствами, привлечь их к участию в деле. Выяснить, какие обязательные к исполнению акты были нарушены при выдаче дотаций на поддержку овцеводческих хозяйств, кто должен являться ответчиком в случае дефицитного бюджета 1998 года. Исследовать доводы ответчиков о том, что истцом заявка на получение дотаций из бюджета была представлена с нарушением установленного порядка.

При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать 27 000 рублей дотаций. Требования о взыскании с других хозяйств выплаченных дотаций не заявлялись. В иске о взыскании дотаций в сумме 27 000 рублей отказано в связи с нарушением истцом порядка и сроков подачи заявок для получения дотаций из бюджета. Дотации, выделенные из бюджета в размере 87,7% от заявленных, распределены двум колхозам, имеющим 2200 и 1347 овцепоголовья. В связи с отказом истца от иска к отделению Федерального казначейства по Левашинскому району производство по делу в отношении указанного ответчика прекращено.

В апелляционной инстанции дело не проверялось. В кассационной жалобе КФХ "Надежда" просит решение отменить,  иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Заявитель считает, что вывод суда о нарушении истцом порядка подачи заявок на получение дотаций в 1998 году опровергается материалами дела, в том числе распоряжением администрации Левашинского района N 95 от 10.06.1998 года, из которого усматривается о выделении КФХ "Надежда" дотаций в размере 20 000 рублей.

Судом необоснованно принято в качестве основного доказательства, как нарушения порядка подачи заявок на предоставление дотаций из бюджета, заключение судебного эксперта. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан не принято соответствующих мер к получению дотаций в полном объеме, поэтому отсутствие денежных средств не освобождает ответчиков от выплаты обязательно предусмотренных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ дотаций.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация Левашинского района Республики Дагестан просит оставить решение без изменения, ссылаясь на внесение изменений в Постановление N 95 от 10.06.1998, средства, полученные из бюджета на поддержку овцеводства, направлены сельхозпроизводителям на перегон овец с зимних на летние пастбища. КФХ "Надежда" перегоном скота не занимается. Финансирование района на указанную программу произведено не в полном объеме. Справка-расчет, необходимая для предоставления дотаций представлена истцом только в 2001 году.

Исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд  Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Министерством финансов РФ совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ установлен порядок государственной поддержки отечественного овцеводства в 1997 году, распространенный и на 1998 год, из которого следует, что эта поддержка будет осуществляться из федерального бюджета в основных социальнозначимых территориях по производству шерсти через дотирование маточного поголовья. Основанием для выплаты дотаций является справка-расчет, составленная согласно приложению N2 о потребности средств для выплаты дотаций, составленная районным органом управления сельского хозяйства в разрезе сельскохозяйственных товаропроизводителей о наличии маточного поголовья и размере причитающихся дотаций.

Наличие поголовья овцематок в сельхозпредприятиях на 1 января в справкерасчете должно соответствовать поголовью по форме N 24 органов статистики "Сведения о состоянии животноводства".

Согласно статье 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Заявляя требование о взыскании дотаций, выделяемых их бюджета для поддержки отечественного овцеводства, истец не представил суду доказательств ни наличия овцепоголовья, ни его количества.

Выполняя указания кассационной инстанции, суд первой инстанции, проверяя обоснованность доводов КФХ "Надежда" о своевременном представлении необходимых справок для получения дотаций из федерального бюджета, назначил судебную экспертизу.

Из экспертного заключения следует, что подписи на представленной истцом в материалы дела справке-расчете выполнены не в  1998 году, а позже. Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса   Российской Федерации заключение эксперта исследуется в заседании арбитражного суда и оценивается наряду с другими доказательствами. Заключению судебной экспертизы при принятии решения судом дана соответствующая оценка. Кассационная инстанция проверяет правильность применения норм материального и процессуального права и не правомочна переоценивать доказательства.

Приложением N 1 к распоряжению Правительства Республики Дагестан от 26.05.1998 N 189-р распределены средства, выделенные на поддержку овцеводства на 1998 год по районам республик. Левашинскому району распределено 250 тысяч рублей, из них адресно совхозу им. Г. Гамидова 150 тысяч рублей, колхозу "Победа"- 50 тысяч рублей.

Из материалов дела видно, что Левашинский район профинансирован бюджетом в размере 87,7% дотаций. При недостаточном финансировании из федерального бюджета не подлежат удовлетворению требования о взыскании неполученных дотаций. Действующим законодательством не определен порядок пропорционального распределения дотаций между получателями в связи с недостаточностью выделенных средств. Перераспределение выделенных дотаций не относится к компетенции арбитражных судов.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в материалах дела имеется распоряжение администрации Левашинского района N 95 от  10.07.98 о распределении средств, выделенных на выплату дотаций на поддержку овцеводства на 1998 года, в том числе КФХ "Надежда" не принимаются, поскольку указанное постановление принято администрацией без предоставления истцом формы N 24 органов статистики, подтверждающей состояние животноводства хозяйства. Кроме того, из ответа налоговой инспекции по Левашинскому району следует, что балансовые отчеты за 1997-2000 год крестьянским фермерским хозяйством не сдавались. Письмо, направленное истцом отделу статистики, не является доказательством наличия у хозяйства дотируемого овцепоголовья.

Изложенное свидетельствует о том, что оснований к отмене решения не имеется.

Согласно статье 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. При подаче кассационной жалобы КФХ "Надежда" недоплатило 635 рублей государственной пошлины, которая подлежит довзысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 13.08.2001 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1526/200-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с крестьянского фермерского хозяйства "Надежда" в доход федерального бюджета 635 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Поручить Арбитражному суду Республики Дагестан выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

текст документа сверен по:

файл-рассылка