ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от  26 июня 2002 г. № Ф08-2124/2002-783А

Дело N А63-171/2002-С4

[Ошибочный вывод суда о незаконности принятия Закона Ставропольского
края N 15-КЗ повлиял на правильность принятых судебных актов, в связи с
чем суд не исследовал всех обстоятельств дела и не дал им правовой оценки]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие представителей Инспекции МНС Российской Федерации N 3 по Ставропольскому краю и открытого акционерного общества "Ставропольнефтепродукт", надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания (уведомления N 2419 и N 2420 имеются в деле), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС Российской Федерации N 3 по Ставропольскому краю на решение от 15.02.2002 и постановление от  08.14.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-171/2002-С4, установил следующее.

Открытое акционерное общество "Ставропольнефтепродукт" (далее - ОАО "Ставропольнефтепродукт"), г. Ставрополь, обратилось в арбитражный суд с иском к Инспекции МНС Российской Федерации N 3 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 02-01-161/1310 от 06.11.2001 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 15.02.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.04.2002, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что налоговая инспекция не вправе была делать перерасчет налога в соответствии с нормами Закона Ставропольского края "О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче-смазочными материалами через АЗС на территории Ставропольского края" от 23.02.2001 N 15-КЗ (далее - Закон Ставропольского края N  15-КЗ) и привлекать истца к налоговой ответственности, так как вступившим в законную силу решением суда по другому делу признан правомерным расчет налогоплательщиком единого налога на вмененный доход в соответствии с нормами Закона Ставропольского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края" от 18.11.1998 N 32-КЗ (далее Закон Ставропольского края N32-КЗ), а Закон Ставропольского края N 15-КЗ принят в нарушение Конституции России, Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и поэтому не может применяться.

          Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Заявитель обосновывает свои требования тем, что Закон Ставропольского края N 15-КЗ вступил в силу с 1.04.2001 и до настоящего времени не признан в установленном порядке не соответствующим федеральному законодательству.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Проверив законность решения и постановления, изучив материалы  дела, доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение на основании следующего.

Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки перерасчетов сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за 2-3 кварталы   2001 года налоговой инспекцией вынесено решение N 02-01161/1310 от  06.11.2001 о привлечении ОАО "Ставропольнефтепродукт" к налоговой ответственности.

Указанным решением налогового органа с истца взыскивается единый налог на вмененный доход в размере 2 103 341 рубля 23 копеек, а также пеня за несвоевременную уплату налога в размере 127 188 рублей 41 копейки. Основанием для привлечения к налоговой ответственности  послужило то обстоятельство, что исчисление и уплату единого налога на вмененный налог налогоплательщик произвел в соответствии с Законом Ставропольского края N 32-КЗ, тогда как, по мнению налоговой инспекции, исчисление и уплата налога должна была производиться в соответствии с Законом Ставропольского края N 15-КЗ.

Удовлетворяя исковые требования, суд признал правомерность произведения истцом расчета налога в соответствии с Законом Ставропольского края N 32-КЗ. Однако данный вывод суда является ошибочным.

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 149-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности отнесен к системе региональных налогов (подпункт "е" пункта 1 статьи 20 Закона об основах налоговой системы) и согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 148-ФЗ) единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Определив основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, данный Закон предоставил право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять конкретные виды деятельности, подлежащие переводу на уплату единого налога (в пределах перечня, установленного пунктом 1 статьи 3 Закона N 148-ФЗ), а также размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 3 Законом Ставропольского края N 32-КЗ установлено, что плательщиками единого налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли горючесмазочными материалами. При этом пунктом 2 статьи 3 Закона Ставропольского края N 32-КЗ предусмотрено, что налогообложение деятельности по розничной продаже горюче-смазочных материалов регулируется отдельным законом Ставропольского края.

Таким образом, судом сделан неверный вывод о том, что Законом Ставропольского края N 15-КЗ фактически введен новый налог и Закон Ставропольского края N 15-КЗ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям. Указанным законом введен не новый налог, а установлен иной порядок его исчисления налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю горюче-смазочными материалами через автозаправочные станции. В этом случае следует руководствоваться абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Ошибочный вывод суда о незаконности принятия Закона Ставропольского края N 15-КЗ повлиял на правильность принятых судебных актов, в связи с чем суд не исследовал всех обстоятельств дела и не дал им правовой оценки. Кроме того, при новом рассмотрении суду необходимо установить момент, с которого у истца возникла обязанность по уплате единого налога на вмененный доход с учетом даты опубликования Закона Ставропольского края от 23.02.2001 N 15-КЗ в средствах массовой информации и налогового периода по этому налогу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 162, 174,  175 (пункт 3), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:


решение от 15.02.2002 и постановление от 08.04.2001 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-171/2002-С4 отменить и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд, в первую инстанцию.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.