ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от  4 июля 2002 г. N  Ф08-2308/2002-848А

Дело N А32-2355/2002-5/76

[Применение налоговой инспекцией к ответчику штрафа за нарушение Закона
 о ККМ
является правомерным, осуществлено в соответствии с нормами
 процессуального права, и у суда не было оснований для отказа в иске]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС РФ N 3 г. Краснодара на решение от 29.03.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-2355/2002-5/76 , установил следующее.

Инспекция МНС РФ N 3 г. Краснодара обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Офицер-2000" штрафа в размере 5000 руб. за нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", выразившееся в неприменении ККМ при осуществлении услуг по перевозке пассажиров в маршрутном такси.

Решением суда от 29.03.2002 в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что с 31.12.2001 вступил в силу ФЗ РФ N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым внесены изменения в ст. 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", согласно которым указанная статья в новой редакции не устанавливает административную ответственность за нарушение правил применения ККМ, а статья 146.5 КоАП РСФСР не предусматривает административную ответственность предприятий, не применяющих ККМ при оказании услуг населению, не связанных с передачей товаров и иных предметов, следовательно, ответчик не может быть привлечен к административной ответственности. Кроме того, суд пришел к выводу, что при проведении проверки представителю ответчика не были разъяснены его права в соответствии со статьей 247 КоАП РСФСР.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на решение суда обратилась ИМНС РФ N 3 г. Краснодара и просит его отменить, иск удовлетворить.

Заявитель считает, что ответчик правомерно привлечен к административной ответственности, поскольку согласно ст. 1 Закона "О применении ККМ:" предприятия, оказывающие услуги по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными) обязаны применять контрольно-кассовую машину, а при определении размера штрафных санкций за нарушение указанного закона необходимо руководствоваться статьей 146.5 КоАП РСФСР. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, считает, что решение суда подлежит отмене ввиду следующего. Как видно из материалов дела, 06.12.2001 налоговой инспекцией  была проведена проверка маршрутного такси, принадлежащего ООО "Офицер-2000", по вопросу соблюдения Закона РФ " О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". По результатам проверки был составлен акт N 312245, в котором зафиксирован факт неприменения ККМ ввиду ее отсутствия. Водитель маршрутного такси Смыков В.П. подписать акт отказался, о чем в акте имеется отметка.

Решением руководителя Инспекции МНС N 3 г. Краснодара от  10.12.2001 N 312245 ООО "Офицер-2000" привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.

Отказывая в иске, суд первой инстанции сослался на новую редакцию статьи 7 Закона "О применении ККМ:", введенной в действие ФЗ N 196-ФЗ от 30.12.2001. Однако с таким выводом суда можно было бы согласиться, если бы решение о привлечении предприятия к административной ответственности было принято до 30.12.2001, т.е. до официального опубликования указанного закона.

Удовлетворяя кассационную жалобу, суд исходит из следующего. Статьей 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предусмотрено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями ( в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказании услуг) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Совет Министров- Правительство Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом РФ утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольнокассовых машин.

В соответствии с пунктом "г" статьи 2 Перечня без применения ККМ могут осуществлять денежные расчеты с населением организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части продажи проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси). Таким образом, оснований для освобождения ответчика от применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с пассажирами маршрутного такси у суда не имелось. Применение налоговой инспекцией к ответчику штрафа за нарушение вышеуказанного закона является правомерным, осуществлено в соответствии с нормами процессуального права, и у суда не было оснований для отказа в иске.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 пунктом 2, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 29.03.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-2355/2002-5/76 отменить.

Взыскать с ООО "Офицер-2000" штраф в размере 5000 рублей и госпошлину по делу в размере 375 рублей.

Поручить Арбитражному суду Краснодарского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

 текст документа сверен по:

 файл-рассылка