ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2004 г. N Ф08-4663/2004

Дело N А32-10835/2003-55/408-39/70

[Положения п.5 ст.6 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" не применяются с
момента принятия определения Конституционного Суда РФ от 10.04.02 N 104-О]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Райпищекомбинат "Апшеронский"", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району, надлежаще уведомленной о времени и месте судебного заседания (уведомление N 4736) и заявившей о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Райпищекомбинат "Апшеронский"" на решение от 27.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 13.07.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10835/2003-55/408-39/70, установил следующее.

ОАО "Райпищекомбинат "Апшеронский"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 14.05.03 в части:

подпункта 1.1 пункта 1 - штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 1 633 рублей, налога с владельцев транспортных средств в размере 2 254 рубля, штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 год в размере 11 501 рубля;

подпункта 1.2 пункта 1 - штрафа по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в размере 5 000 рублей;

подпункта "б" подпункта 2.1 пункта 2 - не полностью уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 8 165 рублей, налога с владельцев транспортных средств в сумме 11 272 рублей;

подпункта 2.1. пункта 2 - пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 585 рублей, налога с владельцев транспортных средств в сумме 5 438 рублей, налога на доходы физических лиц в сумме 6 618 рублей.

Решением от 27.04.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.07.04, признано недействительным решение налоговой инспекции от 14.05.03 N 2.5-12.109 в части подпункта 1.2 пункта 1 - штрафа по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 13.07.04 в части отказа в удовлетворении требований по налогу на пользователей автодорог (пени и штраф) и налогу на владельцев транспортных средств (налог, пени и штраф), вынести новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом не применены нормы материального права, подлежащие применению.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании кассационной инстанции директор общества пояснил, что судебные инстанции не приняли во внимание, что налог на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств отменен с 31.08.02, кроме этого, по налогу с владельцев транспортных средств налоговая инспекция должна была применять ставки налога, установленные федеральным законом, в связи с чем у общества имеется переплата по данному налогу.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, выслушав директора общества, Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО "Райпищекомбинат "Апшеронский"" по вопросам соблюдения последним законодательства о налогах и сборах с 01.04.01 по 01.01.03. По результатам проверки составлен акт от 25.04.03 N 2.5-12-95  и вынесено решение от 14.05.03 N 2.5-12-109, которым общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на общую сумму 59 484 рубля.

ОАО "Райпищекомбинат "Апшеронский"" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от  14.05.03 в части подпункта 1.1 пункта 1 - штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 1 633 рублей, налога с владельцев транспортных средств в размере 2 254 рубля; штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 год в размере 11 501 рубля; подпункта 1.2 пункта 1 - штрафа по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в размере 5 000 рублей; подпункта "б" подпункта 2.1 пункта 2 не полностью уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 8 165 рублей, налога с владельцев транспортных средств в сумме  11 272 рублей; подпункта 2.1. пункта 2 - пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 585 рублей, налога с владельцев транспортных средств в сумме 5 438 рублей, налога на доходы физических лиц в сумме 6 618 рублей.

В обжалуемой части решение налоговой инспекции мотивировано тем, что в нарушение требований статьи 4 Федерального закона от  24.01.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налогооблагаемая база ОАО "Райпищекомбинат "Апшеронский"" по налогу на пользователей автодорог за 2002 год занижена, в связи с чем выявлена неуплата суммы 8 165 рублей.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются. В силу подпункта "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам относятся налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 и статьей 5 Закона Российской Федерации от  18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" установлено, что одним из источников образования дорожных фондов является налог на пользователей автомобильных дорог.

Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог следует считать установленным и уплата данного налога должна производиться налогоплательщиками на основании статьи 5 Закона Российской Федерации от 1810.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" из Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" исключена статья 5. Статьей 21 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке. Так, согласно вышеуказанной статье статья 9 данного закона, а также статья 2, в соответствии с которой из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", а подпункт 1 статьи 20 этого же закона дополнен подпунктом "ж" "транспортный налог", вступают в силу с 1 января 2003 года.

Следовательно, до 01.01.03 налог на пользователей автомобильных дорог не отменен.

Этот же вывод следует из статьи 4 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которая оговаривает порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.03.

Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета. Согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не вносились, поэтому налог подлежит уплате.

Данный вывод подтверждается и тем, что в абзаце 4 статьи 20 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" Правительству Российской Федерации поручено в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог предусмотреть выделение из федерального бюджета субвенций.

Суды обоснованно указали, что налоговая инспекция правомерно начислила налог на пользователей автодорог за 2002 год. Вместе с тем, в отношении штрафа и пени судебные инстанции не проверили довод о необоснованном привлечении общества к налоговой ответственности по данному налогу и период, за который следовало исчислить пеню, с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.04 N  69-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности положений статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"

Не проверен довод заявителя жалобы относительно налога с владельцев транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в размерах, указанных в настоящей норме права.

В тоже время пунктом 5 указанной статьи субъектам Российской Федерации разрешено осуществлять увеличение ставки налога относительно ставок, указанных в статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полностью освобождать отдельные категории граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога.

Во исполнение данной нормы Законодательным собранием Краснодарского края приняты Законы от 05.06.2000 N 266-КЗ, 02.04.01 N 350-КЗ, которыми ставки налога с владельцев транспортных средств в период 2000 - 2002 годов увеличены относительно ставок, указанных в Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".

Рассчитывая недоимку по налогу с владельцев транспортных средств, налоговый орган руководствовался законами Краснодарского края, устанавливающими повышенные ставки налога за указанные периоды.

Вместе с тем определением N 104-О от 10.04.02 Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционным положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации". Данный пункт утратил силу и не подлежит применению.

В силу статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 04.12.2000 N 243-О юридическим последствием решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционным акта или его отдельных положений является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ такие акты не могут применяться и реализовываться какимлибо иным способом.

Таким образом, ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные на основании пункта 1 статьи 6 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" законами субъектов Российской Федерации в размере большем, чем установлены данным Законом, подлежат применению до вынесения Конституционным Судом Российской Федерации определения N 104-О от 10.04.02 и не применяются лишь с момента его принятия, что соответствует также общепринятой Конституционным Судом РФ практике исполнения и вступления в силу судебных актов Конституционного Суда РФ, влияющих на уже исполненные бюджеты.

Такими образом, судебные акты в части налога на владельцев транспортных средств подлежат отмене, поскольку в данной части суды не применили нормы материального права, подлежащие применению, и не проверили размер налога, пени и штрафа, подлежащие взысканию. Не проверен довод общества о переплате налога в 2001 году.

При указанных обстоятельствах решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене в части налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств и дело в отменной части следует направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении суду следует учесть указанные выше нормы налогового законодательства и определения Конституционного Суда Российской Федерации, проверить расчеты налогов, штрафа и пени, принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л :

решение от 27.04.04 и постановление апелляционной инстанции от  13.07.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10835/2003-55/408-39/70 отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения от 14.05.03 N 2.5-12-109 по налогу с владельцев транспортных средств (налог, пени, штраф) и налогу на пользователей автодорог (пени, штраф) и в этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части судебные акты оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка