• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2004 г. N Ф08-4649/2004

Дело N А63-5797/2003-С4

[В соответствии с п.п.7,8 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение 3-х лет со
 дня уплаты указанной суммы]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ТКЦ", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Ставрополя, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания (уведомление N 40162), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Ставрополя на решение от 16.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.06.04 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-5797/2003-С4, установил следующее.

ООО "ТКЦ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Ставрополя (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 11.11.03 N 1243 в части доначисления по карточке лицевого счета налога на добавленную стоимость в сумме 1 280 253 рублей. Общество также просило обязать налоговую инспекцию: принять решение о возврате ООО "ТКЦ" налога на добавленную стоимость в сумме 1 165 793 рубля, уплаченного при строительстве автобусной станции; осуществить возврат излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, пени и штрафа по недоамортизированной части основных средств в сумме 118 706 рублей 88 копеек ( с учетом уточненных требований).

Решением суда от 16.04.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.04, заявленные требования ООО "ТКЦ" удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для осуществления начисления по карточке лицевого счета налогоплательщика налога на добавленную стоимость в сумме 1 280 253 рубля.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Ставрополя обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, по делу принять новое решение. В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на то, что судами неправильно применены статьи 170, 171, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность. Доводы, изложенные в отзыве на жалобу, подтверждены представителем общества в судебном заседании.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в ноябре 2002 года ООО "Автовокзалов и автостанций" закончено строительство здания и сооружений автобусной станции для пригородных и междугородних сообщений. Капиталовложения ООО "ТКЦ" в указанный объект составляли 10 340 052 рубля. Обществом 30.09.03 направлена в налоговую инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2002 года. В данной декларации налогоплательщик заявил к вычету налог на добавленную стоимость в сумме 1 165 793 рубля по капитальным вложениям, а также заявил к возврату налог на добавленную стоимость в сумме 114 460 рублей 40 копеек с недоамортизированной части стоимости основных средств.

С 01.01.03 общество перешло на упрощенную систему налогообложения.

Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "ТКЦ" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 года.

На основании материалов налоговой проверки заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено решение от 11.11.03 N 1243. Данным решением налоговой инспекцией отказано в привлечении общества к налоговой ответственности. ИМНС России по Промышленному району г. Ставрополя осуществило начисление по карточке лицевого счета налогоплательщика налога на добавленную стоимость в сумме 1 280 253 рублей.

Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что заявив к возмещению из бюджета сумму налога на добавленную стоимость в размере 1 165 793 рубля, а также восстановив налог на добавленную стоимость в размере 114 460 рублей 40 копеек с недоамортизированной части основных средств, до перехода на упрощенную систему налогообложения, общество нарушило пункт 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

ООО "ТКЦ" обратилось в арбитражный суд с данным заявлением. При рассмотрении дела суды правомерно исходили из следующего. В соответствии с пунктами 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

В силу пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Согласно пункту 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 настоящего Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства. Вычеты сумм налога, указанных в абзаце втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса.

Таким образом, общество правомерно заявило о возмещении за 4 квартал 2002 года налог на добавленную стоимость по услугам и материалам использованным в капитальном строительстве в сумме 1 165 793 рублей и налог на добавленную стоимость по недоамортизированной части основных средств в сумме 114 460 рублей 40 копеек.

Налоговая инспекция в кассационной жалобе указывает: налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 года восстановлен на том основании, что поскольку с 01.03.03 общество перешло на упрощенную систему налогообложения, то имущество, введенное в эксплуатацию в ноябре 2002 года, нельзя трактовать, как используемое для операций, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость.

Данный довод налоговой инспекции является неправомерным, поскольку последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для установления обязанности общества, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, восстановить суммы налога на добавленную стоимость, которые правомерно были предъявлены к вычету в предыдущем налоговом периоде, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Удовлетворяя требования заявителя в части возврата излишне восстановленного и уплаченного налога на добавленную стоимость и пени в сумме 118 706 рублей суды не учли следующее.

Пункт 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.

Статьями 21, 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней и регламентирован порядок его реализации.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В силу статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом.

Судами первой и апелляционной инстанции не исследован вопрос о соблюдении обществом досудебного порядка урегулирования спора. В материалах дела отсутствует заявление общества о возврате из бюджета излишне уплаченного налога и пени.

Кроме этого, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт излишней уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 114 460 рублей 60 копеек и пени в сумме 4 246 рублей 48 копеек (платежные документы, распечатка лицевого счета налогоплательщика, акт сверки с налоговой инспекцией по данной сумме).

При указанных обстоятельствах решение от 16.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.06.04 в части обязания налоговой инспекции осуществить возврат излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 114 460 рублей 40 копеек и пени в сумме 4 246 рублей 88 копеек подлежит отмене, а дело в отмененной части направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В остальной части судебные акты следует оставить без изменения, поскольку они приняты с правильным применением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л:

решение от 16.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.06.04 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-5797/2003-С4 в части обязания Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Ставрополя осуществить возврат излишне уплаченного налога на добавленную стоимость и пени в сумме 118 706 рублей 88 копеек отменить и в этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части судебные акты оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-4649/2004
А63-5797/2003-С4
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 05 октября 2004

Поиск в тексте