ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 октября 2004 г. N Ф08-4726/2004

Дело N А32-8314/2004-54/117-4АЖ

[Поскольку общество приняло все меры для оформления договора аренды земельного
 участка оно не может считаться виновным в том, что пользовалось земельным участком
без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя открытого акционерного общества "Экспо-Центр", в отсутствие представителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Экспо-Центр" на решение от 18.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8314/2004-54/117-4АЖ, установил следующее.

ОАО "Экспо-Центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Краснодарскому краю (далее - земельный комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 19.02.04 N 129 о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а также признании незаконным предписания об устранении земельного правонарушения от 19.02.04 N 001229.

Решением от 18.05.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.07.04, в удовлетворении заявления отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что в действиях ОАО "Экспо-Центр" имеется состав вменяемого ему административного правонарушения, поэтому привлечение общества к ответственности соответствует обстоятельствам и материалам дела.

В кассационной жалобе ОАО "Экспо-Центр" просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с неправильным применением судебными инстанциями норм материального и процессуального права и удовлетворить заявление. Заявитель полагает, что в действиях общества не имеется состава административного правонарушения, поскольку вина юридического лица в использовании земельного участка с нарушением установленных требований, отсутствует. Кроме того, решение администрации г. Краснодара об изъятии части имущества, переданного ранее заявителю в доверительное управление, является основанием для пересмотра границ спорного земельного участка и не позволяет в настоящее время оформить правоустанавливающие документы на него в установленном законом порядке.

В отзыве на кассационную жалобу земельный комитет просит оставить без изменения решение и постановление апелляционной инстанции как законные и обоснованные.

В судебном заседании представитель ОАО "Экспо-Центр" поддержал доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО "Экспо-Центр", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, земельным комитетом проведена проверка ОАО "Экспо-Центр" земельного законодательства, в ходе которой установлен факт использования земельного участка площадью 3 716 кв. м под платную автостоянку, расположенного в районе улиц Рашпилевская, Калинина, Буденного, Октябрьская в г. Краснодаре, при отсутствии правоустанавливающих документов на указанный участок. По результатам проверки составлены акт проверки от 16.02.04 N 53 и протокол об административном правонарушении от 16.02.04 N 000082.

Постановлением Главного государственного инспектора города Краснодара по использованию и охране земель от 19.02.04 N 129 ОАО "Экспо-Центр" привлечено к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей. Обществу выдано предписание от 19.02.04 N 001229 об устранении земельного правонарушения до 19.03.04. При рассмотрении дела суд сделал вывод о правомерном привлечении ОАО "Экспо-Центр" к административной ответственности за использование земельного участка без правоустанавливающих документов. При этом суд отклонил доводы заявителя об отсутствии его вины, сославшись на то, что указанные ОАО "Экспо-Центр" обстоятельства не могут исключать его вину в совершении административного правонарушения.

Однако вывод суда не соответствует части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей критерии вины юридического лица в совершенном административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В обоснование заявления об обжаловании постановления от 19.02.04 N 129 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ОАО "Экспо-Центр" указало на то, что общество приняло все зависящие от него меры по заключению договора аренды земельного участка, который не был заключен не по его вине.

Доводы ОАО "Экспо-Центр" подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Из материалов дела видно, что между департаментом муниципальных ресурсов мэрии г. Краснодара и ОАО "Экспо-Центр" заключен договор доверительного управления муниципальным имуществом от 13.06.2000, согласно которому ОАО "Экспо-Центр" передано в доверительное управление незавершенное строительство крытого рынка и сенного рынка ( Центрального колхозного рынка).

24.04.02 глава администрации г. Краснодара принял постановление от N 582 "О предоставлении ОАО "Экспо-Центр" , юридическим и физическим лицам земельных участков и разрешении ОАО "Экспо-Центр" разработки проекта и реконструкции торгового комплекса в районе "Крытого рынка" и Центрального колхозного рынка в Западном административном округе города Краснодара".

В соответствии с пунктом 24 указанного постановления ОАО "Экспо-Центр" предоставлены в аренду на три года (до 07.06.2005) земельные участки для завершения строительства и эксплуатации торгового комплекса "Крытый рынок", а также для эксплуатации продуктового рынка, в том числе земельный участок площадью 3 716 кв. м, расположенный по улице Рашпилевской (между улицами Калинина и Буденного) для организации и эксплуатации автостоянки в районе продуктового рынка. Пунктами 28.1, 28.2 указанного постановления предусмотрена обязанность общества по заключению с администрацией г. Краснодара договоров аренды земельных участков и регистрации их в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ОАО "Экспо-Центр" с целью подготовки заключения договора аренды земельного участка 26 мая 2002 года заключило с МУП "Институт Горкадастрпроект" договор N 01/04- 4243 на подготовку межевого дела. Оплата по договору произведена в полном объеме, что подтверждается имеющимся в деле платежным поручением.

ОАО "Экспо-Центр" по вопросу оформления межевого дела и заключения договора аренды обращалось с письмом от 29.08.03 к директору департамента муниципальной собственности и городских земель, направляло письмо от 21.10.03 в департамент муниципальных ресурсов. Из письма МУП "Институт Горкадастрпроект" следует, что межевое дело ОАО "Экспо-Центр" не оформлено в связи с наличием земельного спора (отсутствием согласия одного из сопредельных пользователей земельного участка).

Кроме того, доводы ОАО "Экспо-Центр" о том, что впоследствии заключение договора аренды земельного участка стало невозможным в связи с передачей в аренду имущества торгового комплекса "Сенной рынок", к которому прилегает спорный земельный участок, другому лицу, также подтверждается материалами дела.

10 февраля 2004 года департамент муниципальной собственности и городских земель администрации г. Краснодара во исполнение пункта 3.3 Протокола совещания от 12.11.03 N 5/25 у заместителя главы г. Краснодара издал приказ N 80/1 о заключении договора аренды имущества Сенного рынка с ОАО "Сенной рынок".

ОАО "Экспо-Центр" передало указанное муниципальное имущество, находившееся у него в доверительном управлении, по актам приема-передачи N 1, 2,3 от 31.03.04 департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации г. Краснодара.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО "Экспо-Центр" приняло все меры для оформления договора аренды земельного участка, в связи с чем оно не может считаться виновным в том, что пользовалось земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. В данном случае постановление Главного государственного инспектора города Краснодара по использованию и охране земель от 19.02.04 N 129 о привлечении к административной ответственности ОАО "Экспо-Центр" является неправомерным в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя кассационной жалобы об имевших место процессуальных нарушениях при проведении проверки не соответствует материалам дела. Из акта проверки и протокола об административных правонарушениях следует, что указанные документы составлены в установленные законодательством сроки, при участии законного представителя юридического лица Кракотиной Е.А., действующей на основании генеральной доверенности, выданной генеральным директором ОАО "Экспо-Центр".

При указанных обстоятельствах, обжалованные судебные акты следует отменить и заявление ОАО "Экспо-Центр" об отмене обжалуемого постановления удовлетворить.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л:

решение от 18.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8314/2004-54/117-4АЖ отменить, постановление Главного государственного инспектора города Краснодара по использованию и охране земель от 19.02.04 N 129 о наложении административного штрафа признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка