• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2004 г. N Ф08-4809/2004

Дело N А63-3872/2003-С4

[По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога
является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Невиномысский Азот", от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ставропольскому краю, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ставропольскому краю на решение от 16.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.04 Арбитражного суда Ставропольского по делу N А63-3872/2003-С4, установил следующее.

Открытое акционерное общество "Невиномысский Азот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий должностных лиц налоговой инспекции, выразившихся в отказе вынесения решения о зачете излишне уплаченного налога на прибыль, как несоответствующих статьям 32, 44, 78 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушающих права налогоплательщика, установленные статьями 21, 52 Налогового кодекса Российской Федерации, и, устранении нарушенных прав общества путем обязания налоговой инспекции исполнить требования общества, изложенные в заявлении от 21.07.03 N 07345, и зачесть излишне уплаченные суммы налога на прибыль в счет предстоящих платежей по данному налогу в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением от 16.12.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.04, заявленные требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы следующим: в силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации единственным основанием для проведения налоговым органом зачета излишне уплаченной суммы налога является заявление налогоплательщика; норма пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям не применяется.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 16.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.04, и принять новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы: суд неправильно применил нормы пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации; общество не имело правовых оснований для перерасчета налога на прибыль за первый квартал 1999 года по ставке второго-четвертого квартала 1999 года.

В отзыве на кассационную жалобу общество просило решение и постановление апелляционной инстанции по данному делу оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон повторили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция письмом от 30.07.03 N 48-06/11319 возвратила обществу уточненные расчеты налога от фактической прибыли за 1999 год, за 9 месяцев 1999 года, за 1 полугодие 1999 года, за 1 квартал 1999 года и указала, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога согласно пункту 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы.

Как следует из материалов дела, общество произвело перерасчет налога на прибыль за первый квартал 1999 года по ставке 30 процентов и обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы налога.

Удовлетворяя требования общества, судебные инстанции исходили из того, что в силу статей 2, 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ставка налога в размере 30 % должна применяться ко всему налоговому периоду, независимо от факта уплаты налога на прибыль в 1 квартале 1999 года в соответствии с действующим в указанном период законодательством по ставке 35%. Суд признал, что заявление на зачет излишне уплаченного налога обществом подано с соблюдением требований статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Между тем, в материалах дела отсутствует письмо общества от 21.07.04 N 07345, подтверждающее заявленные требования о проведении зачета.

Кроме того, судебными инстанциями не учтено следующее. Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней.

Согласно пункту 4 названной статьи Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.

Как следует из пункта 8 статьи 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику также по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее.

Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.

Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

Исходя из изложенного и учитывая, что Кодексом право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.

Судебные инстанции не учли положений пункта 8 статьи 78 Кодекса, согласно которым установлен срок для подачи заявления на возврат налога и началом течения этого срока определен день уплаты налога.

Поскольку уплата налога на прибыль за 1999 год осуществлялась обществом несколькими платежами и в различные сроки в период с апреля по май 2000 года, срок на подачу заявления исчисляется с даты каждого платежа.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждения уплаты обществом налога на прибыль в спорном периоде.

При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о соблюдении обществом срока, предусмотренного статьей 78 Кодекса, необоснованны и требуют дополнительного исследования.

Кроме того, суды первой и апелляционной не дали правовой оценки доводам налоговой инспекции в отношении обоснованности предъявления налогоплательщиком к зачету сумм налога и признания их излишне уплаченными.

Позиция налогового органа основана на положениях пункта 5.3 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", которыми определен конкретный порядок расчета налога на прибыль в тех случаях, когда ставка налога изменялась в течение года.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты не могут считаться законными и обоснованными, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо установить все фактические обстоятельства дела, связанные с фактом излишней уплаты налога, проверить соблюдение обществом норм статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом норм статей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", 55 Кодекса, Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" и выше изложенного установить обоснованность предъявления налогоплательщиком к зачету сумм налога и признания их излишне уплаченными.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л:

решение от 16.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.04 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-3872/2003-С4 отменить и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-4809/2004
А63-3872/2003-С4
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 12 октября 2004

Поиск в тексте