ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2004 г. N Ф08-4914/2004

Дело N А32-8835/04-23/328

[Доказательств недобросовестности общества, направленности его действий на незаконное возмещение из бюджета денежных сумм налоговая инспекция не представила. Поставщики налогоплательщика состоят на учете в налоговой инспекции, являющейся заинтересованным
 лицом по данному спору. В материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации предпринимателей-поставщиков и постановке на налоговый учет]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Севкавпантер" - Плотниковой Е.В. (доверенность от 26.04.04), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Краснодарскому краю, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.04 по делу N А32-8835/04-23/328, установил следующее.

ООО "Севкавпантер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Межрайонной ИМНС России N 2 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 23.12.03 N 205/170961 и пункта 2 заключения налоговой инспекции от 20.012.03 N 02-11-289 в части отказа в возмещении из бюджета 168 147 рублей налога на добавленную стоимость.

Решением суда от 07.06.04 заявленные требования удовлетворены на том основании, что заявитель представил все необходимые документы, подтверждающие право на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение из бюджета спорной суммы налога на добавленную стоимость.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного решения не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на невозможность проведения встречных проверок поставщиков экспортированного товара, в связи с чем не подтвержден факт поступления в бюджет суммы налога на добавленную стоимость. По мнению налогового органа, данное обстоятельство препятствует налогоплательщику-экспортеру получить из бюджета возмещение налога, уплаченного российским поставщикам.

В отзыве на кассационную жалобу ООО "Севкавпантер" просит оставить без изменения судебный акт ввиду его законности и обоснованности.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.

Как видно из материалов дела, ООО "Севкавпантер" представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за август 2003 года, в которой к вычету заявлено, в том числе, 168 147 рублей налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам сельскохозяйственной продукции: предпринимателям Янушевскому С.В., Петренко Д.Е и Чаганаве З.В.

С декларацией был представлен пакет документов, обосновывающий право на применение налоговой савки 0 процентов.

По итогам камеральной проверки документов было принято заключение от 20.12.03 N 02-11-289, а также решение от 23.12.03 N 205/170961, которыми отказано в возмещении из бюджета 168 147 рублей налога на добавленную стоимость, уплаченного указанным поставщикам товара, в дальнейшем поставленного на экспорт.

Основанием для отказа послужило неподтверждение факта отгрузки пшеницы в адрес поставщиков заявителя (предпринимателя Янушевского С.В.) и непредставление отчетности предпринимателями Петренко Д.Е. и Чаганавой З.В.

Право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость при экспорте товаров возникает при условии подтверждения достоверными доказательствами факта экспорта товаров и факта оплаты товаров или сырья поставщикам.

На основании статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Статья 176 названного Кодекса предусматривает, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Статьями 164, 165, 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее: право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика-экспортера в случае документального подтверждения им фактов уплаты суммы указанного налога поставщику и реально произведенного экспорта товаров, которые были приобретены у этого поставщика.

Предоставление доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, является обязательным условием для реализации права на возмещение налога.

При рассмотрении спора суд детально исследовал обстоятельства и материалы дела и пришел к обоснованному выводу о соблюдении налогоплательщиком требований, предусмотренных налоговым законодательством: факты реального экспорта товара и получения оплаты от иностранных контрагентов подтверждаются необходимыми документами и налоговым органом не оспариваются.

Материалами дела также подтверждены фактические взаимоотношения заявителя с указанными выше поставщиками.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о надлежащем выполнении ООО "Севкавпантер" условий статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому общество имеет право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам реализованной на экспорт продукции.

Невозможность проведения встречных проверок, неподтверждение в связи с этим факта уплаты налога в бюджет поставщиками товара (контрагентами налогоплательщика-экспортера) не могут лишить заявителя права на возмещение из бюджета налога, уплаченного этим поставщикам. Налоговое законодательство не предусматривает такого основания для отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость как невозможность проведения встречных проверок контрагентов налогоплательщика-экспортера.

Налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика-экспортера на возмещение налога в зависимость от факта уплаты в бюджет налога поставщиками экспортированной продукции. Основанием для отказа может являться недобросовестность налогоплательщика в отношениях с поставщиками. Налогоплательщик не может считаться добросовестным, если, вступая в договорные отношения, не проявил необходимую осмотрительность при выборе контрагентов. При этом в силу процессуального законодательства, обязанность по доказыванию недобросовестности налогоплательщика возлагается на налоговый орган.

Никаких доказательств недобросовестности ООО "Севкавпантер", направленности его действий в отношениях с поставщиками на незаконное возмещение из бюджета денежных сумм налоговая инспекция не представила. Поставщики налогоплательщика состоят на учете в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Краснодарскому краю, являющейся заинтересованным лицом по данному спору. В материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации предпринимателей-поставщиков и постановке на налоговый учет.

При таких обстоятельствах доводы налогового органа о необоснованности возмещения налога заявителем подлежат отклонению.

При рассмотрении дела суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы процессуального и материального права. Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.04 по делу N А32-8835/04-23/328 оставить без изменения, кассационную жалобу  - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка