• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2004 г. N Ф08-4970/2004

Дело N А18-461/01

[При рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве должника по обязательству Российской Федерации об уплате бюджетных средств суд не выяснил, кто в настоящее время является распорядителем бюджетных средств в спорных правоотношениях исходя из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации]
(Извлечение)



Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от ответчика - Управления по делам миграции Министерства внутренних дел Республики Ингушетия, в отсутствие истца - Администрации Назрановского района Республики Ингушетия, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления по делам миграции Министерства внутренних дел Республики Ингушетия на определение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 01.06.04по делу N А18-461/01, установил следующее.

Администрация Назрановского района Республики Ингушетия (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к территориальному органу Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в Республике Ингушетия о взыскании 74 138 938 рублей компенсации затрат на содержание и обустройство вынужденных переселенцев из Чеченской Республики.

Решением суда от 16.05.01 суд с согласия истца произвел замену ответчика на ликвидационную комиссию Миграционной службы Республики Ингушетия и взыскал 72 653 079 рублей 41 копейку задолженности. Решение обосновано представленными в дело справками и актами сверок расчетов.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось. Для принудительного исполнения решения суда 14.08.01 выдан исполнительный лист N 1000. Определением от 12.09.01 администрации выдан дубликат исполнительного листа в связи с утратой оригинала. 4 января 2003 года администрация вновь обратилась в арбитражный суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа в связи с его утратой. Определением от 08.01.03 в выдаче дубликата исполнительного листа отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 16.04.03 определение от 08.01.03 отменено, заявление удовлетворено. Администрации выдан исполнительный лист на взыскание с Территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в Республике Ингушетия 72 653 079 рублей 41 копейки. Истец обратился в суд с ходатайством о замене должника на Управление по делам миграции при МВД Республики Ингушетия (далее - управление).

Определением от 01.06.04 установлено процессуальное правопреемство управления по отношению к должнику по делу N А18-461/01.

В кассационной жалобе управление просит отменить определение от 01.06.04 и прекратить производство по делу. Заявитель указывает, что Миграционная служба России по Республике Ингушетия ликвидирована, управление не является правопреемником лица, к которому предъявлялся иск.

Отзыв на жалобу не представлен; истец телеграммой просил провести заседание кассационной инстанции без его участия.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, считая незаконным привлечение управления в качестве должника по исполнительному листу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что определение от 01.06.04 подлежит отмене по следующим основаниям.

20 октября 1999 года Федеральная миграционная служба России в целях оказания помощи гражданам, покинувшим территорию Чеченской Республики, приняла распоряжение N 329, которым поручила руководителю Миграционной службы Республики Ингушетия заключить договоры с организациями и учреждениями на аренду помещений, приспособленных для проживания размещенных в них лиц, и организацию питания.

Полагая, что орган государственной власти, занимающийся вопросами миграционной политики, не погасил задолженность за оказанные в 1999 - 2000 годах населению услуги по предоставлению жилья, администрация обратилась в суд с данным иском.

В силу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Для определения надлежащего ответчика и произведения замены ответчика суду необходимо установить участников спорных правоотношений с учетом специфики правового регулирования конкретного отношения.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 года N 241 утверждена федеральная целевая программа по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики на 1996 год; Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2000 года N 639 утвержден комплекс первоочередных мер по обеспечению нормального функционирования экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2000 году. Данными актами установлено бюджетное финансирование соответствующих программ.

Поскольку спорные правоотношения связаны с использованием федеральных бюджетных средств, должником в данном случае выступает Российская Федерация в лице органа государственной власти, наделенного соответствующей компетенцией по данному вопросу (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, на спорные правоотношения распространяются соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Поэтому для определения сторон в спорных правоотношениях и надлежащих ответчиков суду необходимо учитывать нормы статей 158 и 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации о главных распорядителях и распорядителях бюджетных средств.

Надлежащим ответчиком по делу должен выступать распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Суд первой инстанции не выяснил, наделялись ли соответствующими полномочиями распорядителя бюджетных средств территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в Республике Ингушетия, ликвидационная комиссия Миграционной службы Республики Ингушетия, Миграционная служба Республики Ингушетия и Управление по делам миграции при МВД Республики Ингушетия, которые выступали ответчиками по настоящему делу и должниками в исполнительных листах. Нормативные документы, определяющие полномочия и предметы деятельности данных органов государственной власти, не исследовались.

При таких обстоятельствах определение от 01.06.04 об установлении правопреемства на стороне должника по исполнительному листу N 1000 от 14.08.01 по настоящему делу не может считаться законным и обоснованным и подлежит отмене.

Поскольку рассмотрение вопроса о замене должника по исполнительному листу N 1000 от 14.08.01 связано с необходимостью исследования дополнительных обстоятельств и доказательств, дело подлежит передаче на новое рассмотрение в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При новом рассмотрении суду необходимо учесть следующее.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2000 года N 639 о комплексе первоочередных мер по обеспечению нормального функционирования экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2000 году установлено, что финансирование мероприятий, предусмотренных комплексом мер, за счет средств федерального бюджета производится Министерством финансов Российской Федерации на основании смет расходов по конкретным объектам и видам работ, подготовленных и утвержденных федеральными органами исполнительной власти и Администрацией Чеченской Республики главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования Чеченской Республики. Поэтому суду необходимо привлечь к участию в деле Минфин Российской Федерации и соответствующие органы власти Чеченской Республики.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 01.06.04 по делу N А18-461/01 отменить, дело направить в первую инстанцию того же суда на новое рассмотрение заявления администрации Назрановского района Республики Ингушетия о процессуальном правопреемстве должника.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А18-461/01
Ф08-4970/2004
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 19 октября 2004

Поиск в тексте