ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2010 г. Дело № А15-1638/2009

[Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене ввиду неверного определения срока
для привлечения лица к ответственности и неправильного применения норм материального права]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие в судебном заседании  заявителя - открытого акционерного общества «Коммерческий банк "Эльбин"» и заинтересованного  лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления № 57961, 57963, 57964) и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, рассмотрев кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда   от 12.10.2009 по делу   № А15-1638/2009, установил следующее.

ОАО «Коммерческий банк "Эльбин"» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Южном федеральном округе (далее - отделение) от 23.07.2009 № 58-09-371/пн о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде взыскания 500 тыс. рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.08.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд пришел к выводу о нарушении обществом срока представления в отделение квартального отчета. При этом суд отклонил довод общества о малозначительности совершенного правонарушения.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 решение суда от 25.08.2009 отменено, постановление отделения признано незаконным и отменено. Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда о наличии в действиях общества состава правонарушения, однако указал на пропуск двухмесячного срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отделение обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. В обоснование жалобы указано, что срок привлечения общества к административной ответственности не пропущен, поскольку за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы,  считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество является участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по осуществлению дилерской и депозитарной деятельности.

В нарушение требования Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного совместным постановлением ФКЦБ России и Минфина России от 11.12.2001 № 33/109н (далее - Положение), общество представило в отделение квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг за I квартал 2009 года 19.05.2009, в то время как данный отчет должен быть представлен не позднее 15.05.2009. Указанное нарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 29.06.2009 № 09-159/пр-ап.

По итогам рассмотрения материалов проверки отделение вынесло постановление от 23.07.2009 № 58-09-371/пн о привлечении общества к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания 500 тыс. рублей штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением, общество в соответствии со статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обжаловало его в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ) правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

В силу статьи 30 Федерального закона № 39-ФЗ ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала.

Положением установлена обязанность общества как профессионального участника рынка ценных бумаг до 15 мая включительно представлять «Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг» форма № 1100 в уполномоченный орган (Приложение № 1 к Положению).

Согласно пункту 4 Положения датой представления отчета считается дата поступления отчетности в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или иной уполномоченный орган.

За нарушение сроков представления отчетности профессиональные участники рынка ценных бумаг несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

При рассмотрении дела факт совершения обществом правонарушения установлен судом и не оспаривается сторонами.

Вместе с тем, удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановление отделения вынесено за пределами  двухмесячного срока на привлечение к административной ответственности, установленного в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако судом не учтено, что с 13.04.2009 вступил в законную силу Федеральный закон от 09.02.2009 № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг».

В соответствии с новой редакцией части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24.03.2005 № 5 срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Судом апелляционной инстанции правильно указано, что невыполнение обществом предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному сроку не является длящимся административным правонарушением, в связи с чем, срок давности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения.

Из материалов дела видно, что правонарушение совершено 16.05.2009, следовательно, постановление от 23.07.2009 № 58-09-371/пн о привлечении общества к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах годичного срока для привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене ввиду неверного определения срока для привлечения лица к ответственности и неправильного применения норм материального права.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

Во исполнение статей 71 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции установил фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне исследовал представленные доказательства и в совокупности их оценил, правильно применил статьи 4.5, 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принял законный и обоснованный судебный акт, который подлежит оставлению в силе.     

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда   от 12.10.2009 по делу   № А15-1638/2009 отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.08.2009  оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:    

файл-рассылка