ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2005 г. N Ф08-2598/2005

Дело N А32-2329/05-34/89-13АЖ

[По смыслу части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за отсутствие необходимой документации на реализуемую алкогольную продукцию установлена за отсутствие указанной документации, а не за ее непредставление контролирующим органам]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Дмитриевой И.С. и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Анапа, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела (почтовые уведомления N 62527, 62526), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Анапа на решение от 2 марта 2005 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-2329/05-34/89-13АЖ, установил следующее.

Предприниматель без образования юридического лица Дмитриева И.С. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Анапа (далее - налоговая инспекция) от 28.12.04 N 00424 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 2 марта 2005 года суд отменил оспариваемое постановление налогового органа.

Решение мотивировано тем, что розничную продажу алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов и без справки к товарно-транспортной накладной следует квалифицировать по части 2, а не части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя отказать. Налоговый орган считает, что справка к товарно-транспортной накладной на коньяк "Лезгинка" была представлена после проведения проверки, что является нарушением пункта  3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1019 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации". За несвоевременное представление справки заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных налоговой инспекции.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Налоговая инспекция 22.12.04 провела проверку магазина "Ямал", принадлежащего предпринимателю, по вопросу соблюдения Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". В ходе проверки установлено, что в реализации находилась алкогольная продукция (коньяк "Лезгинка" 0,5 л) без справки к товаротранспортной накладной раздел "Б". По результатам проверки получено объяснение предпринимателя по факту отсутствия справки, в связи с чем налоговая инспекция приняла определение от 22.12.04 N 00123000233 о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении, составила протокол ареста от 22.12.04 N 000090. Названные документы подписаны предпринимателем без возражений.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 23.12.04 предприниматель явился в налоговый орган и представил необходимую справку на коньяк "Лезгинка" 0,5 л. Совершенное правонарушение квалифицировано налоговым органом по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением от 28.12.04 N 00424 заявитель привлечен к административной ответственности по данной норме в виде 3 тыс. рублей штрафа за непредставление справки к товарно-транспортной накладной при проверке.

Согласно части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

В соответствии с пунктом 3 Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1019, при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товаротранспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара.

В случае если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки к товаротранспортной накладной, заверенную печатью собственника товара.

Факт отсутствия на момент проведения проверки справки к товарно-транспортной накладной на коньяк "Лезгинка" 0,5 л подтверждается объяснениями предпринимателя от 22.12.04. Однако поскольку предприниматель представил подлинные документы, оформленные надлежащим образом на следующий день, налоговый орган правильно квалифицировал правонарушение по части 3 статьи 14.16 названного Кодекса.

Налоговый орган не вменял заявителю в вину отсутствие товаротранспортных документов и справок к товарно-транспортным накладным на иную алкогольную продукцию, оспариваемым постановлением предприниматель привлечен к административной ответственности за непредставление при проверке справки к товарно-транспортной накладной именно на коньяк "Лезгинка".

По смыслу части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за отсутствие необходимой документации на реализуемую алкогольную продукцию установлена за отсутствие указанной документации, а не за ее непредставление контролирующим органам.

Суд сделал неправильный вывод о том, что отсутствие справки к товарно-транспортной накладной в момент проверки, но представление ее при рассмотрении материалов административного дела, образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах решение следует отменить, в удовлетворении заявления отказать, поскольку оспариваемое постановление налогового органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л:

решение от 2 марта 2005 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-2329/05-34/89-13АЖ отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка