• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2005 г. N Ф08-3491/2005

Дело N А25-171/05-10

[ТТН подтверждает как факт получения груза от грузоотправителя, так и факт получения груза автомобильным транспортом от определенного поставщика, грузоотправителя. То есть полностью отражает конкретные факты хозяйственной деятельности. В то время как расходная накладная, (в рассматриваемом случае) определяет только факт получения груза, предусмотренного в договоре с поставщиком]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Квест-А", в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по КарачаевоЧеркесской Республике, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.03.05 по делу N А25- 171/05-10, установил следующее.

ООО "Квест-А" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (правопреемницы Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Карачаево-Черкесской Республике) (далее налоговая инспекция) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Карачаево-Черкесской Республике от 20.12.04 N 376 в части отказа в принятии к вычету 1 099 787 рублей НДС, уплаченного поставщику ООО "Арсенал-Торг" при приобретении товаров, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - МИ ФНС РФ N 3 по КЧР) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, выразившиеся в непринятии к вычету 1 099 787 рублей НДС, уплаченного обществом поставщику при приобретении товара (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).

МИ ФНС РФ N 3 по КЧР обратилась со встречным заявлением о взыскании с общества 133 609 рублей налоговых санкций.

Решением суда от 24.03.05 признано недействительным решение налогового органа от 20.12.04 N 376 в части взыскания с общества 1 099 787 рублей недоимки по НДС, 25 055 рублей 76 копеек пени, 133 609 рублей 80 копеек налоговых санкций. МИ ФНС РФ N 3 по КЧР обязана устранить нарушения прав и законных интересов общества, восстановив сложившееся до принятия указанного решения в этой части положение по лицевому счету общества. В удовлетворении встречного требования МИ ФНС РФ N 3 по КЧР отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что довод налоговой инспекции об отсутствии у общества права на налоговый вычет по НДС опровергается совокупностью взаимосвязанных доказательств, отвечающих требованиям пункта 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась МИ ФНС РФ N 3 по КЧР с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 24.03.05, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований и об удовлетворении встречного заявления налогового органа.

По мнению подателя жалобы, отказ в предоставлении налогового вычета правомерен, поскольку общество представило товарные накладные, не соответствующие требованиям пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете"; исправленные товарные накладные налоговому органу общество не направляло.

В отзыве на кассационную жалобу общество просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель общества просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на доводы отзыва на кассационную жалобу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя стороны, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС за август 2004 г., в которой заявило к вычету 1 275 307 рублей.

Решением от 20.12.04 N 376 по результатам камеральной налоговой проверки налоговая инспекция привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 133 609 рублей 80 копеек штрафа, с общества взыскано 1 100 004 рубля НДС и 25 060 рублей 70 копеек пени. Налоговая инспекция отказала обществу в предоставлении 1 099 787 рублей налогового вычета в связи с тем, что в товарных накладных ООО "Арсенал-Торг" отсутствует наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; НДС по приобретенным товарам составляет 1 275 090 рублей, что на 217 рублей меньше, чем указанно в налоговой декларации.

Требованием от 29.12.04 N 127 налоговая инспекция предложила обществу уплатить суммы налоговых санкций в добровольном порядке в срок до 08.01.05.

Общество, частично не согласившись с данным решением налогового органа, обратилось в суд. Налоговая инспекция, в связи с неуплатой сумм налоговых санкций в добровольном порядке, обратилась в суд со встречным заявлением.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В силу статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах должны содержать обязательные реквизиты, в том числе наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления.

В силу пункта 5 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" допускается внесение исправлений в первичные учетные документы, с условием согласования исправлений с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, подписавших документы, с указанием даты внесения исправлений.

Статьи 785 и 791 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что погрузка (выгрузка) груза осуществляется с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, с составлением товарно-транспортной накладной (далее - ТТН).

Пунктом 47 раздела 1 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено обязательное составление товарно-транспортной накладной как основного перевозочного документа и как документа, по которому производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Пунктом 72 УАТ РСФСР установлена обязанность грузополучателя удостоверить подписью и печатью получение груза в трех экземплярах ТТН, один из которых остается у него. Пунктом 47 УАТ РСФСР предусмотрено также несение ответственности грузополучателя за недостоверность и неполноту сведений, указанных им в товарно-транспортной накладной.

Оприходование товара грузополучателем по ТТН предусмотрено и утвержденными приказом от 28.12. 2001г. N 119 НМ Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально производственных запасов" Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов" .

Форма ТТН была утверждена Инструкцией Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983г. "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (далее по тексту - Инструкция)

Таким образом, оприходование товара должно было производится обществом на основании товарно-транспортных накладных.

Из смысла вышеперечисленных нормативных актов ТТН подтверждает как факт получения груза от грузоотправителя, так и факт получения груза автомобильным транспортом от определенного поставщика, грузоотправителя. То есть полностью отражает конкретные факты хозяйственной деятельности. В то время как накладная, (в рассматриваемом случае) определяет только факт получения груза, предусмотренного в договоре с поставщиком.

Согласно пункту 2 инструкции от 30.11.83 Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-т согласно приложению N 1. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять ттоварно-транспортне накладные формы N 1-т.

В соответствии с пунктом 6 данной Инструкции товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарноматериальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

В силу Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, содержащихся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.98 N 132, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется форма N ТОРГ-12 "Товарная накладная". Товарная накладная составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, а второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Как видно из материалов дела, для подтверждения права на налоговый вычет общество представило договор купли-продажи с ООО "Арсенал-Торг", счетафактуры, платежные поручения, товарно-транспортные накладные, накладные на отпуск товара.

Налоговая инспекция отказала обществу в предоставлении 1 099 787 рублей налогового вычета в связи с тем, что в товарных накладных ООО "Арсенал-Торг" отсутствует наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд указал, что спорные накладные являются накладными на отпуск товара со склада и при наличии товарно-транспортных накладных не являются самостоятельным доказательством права на применение налогового вычета.

Кроме того, поскольку пункт 5 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" допускает внесение исправлений в первичные учетные документы, с условием согласования исправлений с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, подписавших документы, с указанием даты внесения исправлений, суд первой инстанции принял в качестве доказательств по делу исправленные в установленном порядке спорные накладные.

При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о незаконности начисления спорной суммы налога, пени и штрафа. Основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют. Нарушения норм материального и процессуального права (пункт 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.03.05 по делу N А25-171/05-10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А25-171/05-10
Ф08-3491/2005
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 03 августа 2005

Поиск в тексте