• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2005 г. N Ф08-5446/2005

Дело N А32-33595/2005-48/508-25АП

[Составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если это лицо надлежащим образом извещено о
времени и месте его составления, не является нарушением порядка привлечения к административной ответственности]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Усть-Лабинскому району и заинтересованного лица - предпринимателя без образования юридического лица Мяловой О.С., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по УстьЛабинскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.05 по делу N А32-33595/2005-48/508-25АП, установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Усть-Лабинскому району (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением привлечении предпринимателя без образования юридического лица Мяловой О.С. (далее - предприниматель) по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 15.09.05 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что налоговая инспекция составила протокол об административном правонарушении в отсутствие предпринимателя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола и, таким образом, нарушила порядок привлечения лица к административной ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой на данное решение суда, в которой просит его отменить, прекратить производство по делу на основании статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявитель кассационной жалобы отмечает, что определение о возбуждении административного производства вручено продавцу предпринимателя Глушковой Н.Н. для передачи предпринимателю. В назначенный день предприниматель не явился для составления протокола об административном правонарушении, однако направил своего представителя Гуслиеву Т.В. с доверенностью от 10.06.05 на представление интересов предпринимателя в налоговых органах, следовательно, он знал о том, что в отношении него будет составлен протокол. Составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если это лицо надлежащим образом извещено о времени и месте его составления, не является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности.

Предприниматель отзыв на кассационную жалобу в суд не представил. Изучив материалы дела и рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованное решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Налоговой инспекцией проведена проверка магазина "Продукты", принадлежащего предпринимателю, по вопросу соблюдения Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". Административным органом установлено правонарушение в виде реализации алкогольной продукции (джин-тоника) без товаротранспортных накладных, подтверждающих легальность ее производства и оборота.

Налоговой инспекцией составлен протокол изъятия спорной алкогольной продукции от 18.07.05, определением от 18.07.05 возбуждено в отношении предпринимателя дело об административном правонарушении по частям 2, 3 статьи 14.16 и части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования. Также 28.07.05 составлен протокол об административном правонарушении N 000251. Материалы об административном правонарушении направлены в суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции без товаротранспортных документов на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая судебный акт, суд правильно руководствовался статьей 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которой запрещен оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия.

Аналогичное положение содержится в пункте 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 840).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1019 утвержден Перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации. К числу указанных документов отнесены копия сертификата соответствия, выданного территориальным органом Госстандарта России, заверенная печатью владельца товара, товаротранспортная накладная и справка к ней, заполняемая при каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником (продавцом) и покупателем (получателем), заверенная их печатями.

В пункте 3 названного Перечня установлено, что при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товаротранспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара. В случае если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную печатью собственника.

Пункт 6 Правил продажи алкогольной продукции также обязывает продавца иметь оформленные в установленном порядке копии справок к товарно-транспортным накладным или копии справок к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и предъявлять их по первому требованию покупателя.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежащим образом оформленных товаротранспортных документов, без справки к товаротранспортной накладной влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка влечет незаконность наложения административной санкции, независимо от того, совершило лицо правонарушение или нет.

Рассматривая дело, суд исходил из того, что протокол об административном правонарушении составлен налоговым органом без участия предпринимателя. Доказательства надлежащего извещения его о составлении протокола и обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, налоговая инспекция не представила, соответствующих записей протокол не содержит.

Из материалов дела видно, что определение о возбуждении административного производства вручено продавцу предпринимателя Глушковой Н.Н. для передачи предпринимателю. В назначенный день предприниматель не явился для составления протокола об административном правонарушении, а направил своего представителя Гуслиеву Т.В. с доверенностью от 10.06.05 на представление интересов предпринимателя в налоговых органах. Следовательно, он знал о том, что в отношении него будет составлен протокол. Предприниматель не оспорил данный факт в суде первой инстанции. Составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если это лицо надлежащим образом извещено о времени и месте его составления, не является нарушением порядка привлечения к административной ответственности.

При указанных обстоятельствах вывод суда о нарушении налоговой инспекцией положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении не соответствует обстоятельствам дела, в связи с чем обжалованное решение подлежит отмене.

Совершенное предпринимателем правонарушение - продажа алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, посягает, в первую очередь, на установленный режим государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции и относится к длящимся. В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении постановление по делу не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что правонарушение, совершенное предпринимателем, обнаружено 18.07.05. Срок давности привлечения лица к административной ответственности на момент принятия судебного акта кассационной инстанцией истек, поэтому в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления налогового органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.05 по делу N А32- 33595/2005-48/508-25АП отменить.

В удовлетворении заявления ИФНС по Усть-Лабинскому району отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-33595/2005-48/508-25АП
Ф08-5446/2005
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 15 ноября 2005

Поиск в тексте