• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

   

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2005 г. N Ф08-5472/2005

Дело N А53-4650/05-С1-39

[Обязанность возместить выпадающие доходы в результате предоставления обществом отдельным категориям граждан льгот при оплате услуг связи возникла в силу закона. Источником выплаты является казна соответствующего уровня. Поэтому необходимо проверить размер фактических затрат общества и убытков, определить надлежащего ответчика, доказательства выделения из федерального бюджета субъекту денежных средств на возмещение расходов в достаточном размере]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "ИнфоТеКс Таганрог Телеком", от ответчиков: Министерства финансов Ростовской области, Министерства труда и социального развития Ростовской области, в отсутствие Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области, Министерства здравоохранения и социального развития Ростовской области, третьего лица - Управления социальной защиты населения г. Таганрога, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "ИнфоТеКс Таганрог Телеком" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.05 по делу N А53-4650/05-С1-39, установил следующее.

ОАО "ИнфоТеКс Таганрог Телеком" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области (далее - Минфин России), Министерству финансов Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области (далее - Минтруд Ростовской области), Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании 596 374 рублей выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате услуг телефонной связи за период с 2002 по 2004 годы в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения г. Таганрога.

Решением от 26.07.05 в удовлетворении исковых требований отказано на том основании, что общество не заключило договоры, предусматривающие возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам телефонной связи. Минфин России не является правопреемником Министерства труда и социального развития Российской Федерации, поэтому он не компенсирует расходы операторам связи. Общество не доказало факт недостаточности выделенных федеральных денежных средств для возмещения расходов. В отношении Министерства финансов Ростовской области, Министерства труда и социального развития Ростовской области, Министерства здравоохранения и социального развития Ростовской области производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить. По мнению заявителя, компенсация расходов по предоставлению услуг связи производится за счет средств федерального бюджета. Минтруда Ростовской области признало наличие договорных отношений, произвело частичное возмещение расходов в размере 199 266 рублей. Суд не устранил противоречия по вопросу выделения денежных средств из федерального бюджета для возмещения расходов.

В отзыве на кассационную жалобу Минтруда Ростовской области просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в жалобе. Представители Минтруда Ростовской области и Министерства финансов Ростовской области пояснили, что решение не затрагивает их прав, поскольку истец отказался от иска в части, затрагивающей их интересы.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество заявило требования о возмещении выпадающих доходов, понесенных в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг телефонной связи, за период с апреля 2002 года по декабрь 2004 года в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Из актов сверок, подписанных обществом и Управлением социальной защиты населения г. Таганрога, следует, что отдельным категориям граждан льготы предоставлены на общую сумму 795 640 рублей. Минтруда Ростовской области частично возмещены расходы общества в размере 199 266 рублей в связи с предоставлением льгот, но эти средства недостаточны для покрытия понесенных обществом расходов. В результате выпадающие доходы общества от предоставления льгот инвалидам составили 152 120 рублей, ветеранам - 444 214 рублей, всего на общую сумму 596 374 рублей. Данное обстоятельство явилось основанием для предъявления иска в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал на то, что отсутствие договора между сторонами на возмещение расходов по предоставлению льгот отдельным категориям гражданам является основанием для отказа в иске. Данный вывод суда является ошибочным.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Согласно статье 30 Федерального закона "О связи" при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с этим Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" льготы по оплате абонентской платы за квартирный телефон ветеранам и инвалидам войны и труда в силу статьи 10 названного Закона компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, а также формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. В силу статьи 28 данного Закона инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

В целях реализации данных норм постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих права на получение льгот, согласно которым финансирование расходов осуществляется через Министерство труда и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Действие данных Правил продлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.03.01 N 255, от 28.02.02 N 137, от 10.02.03 N 85 и от 14.02.04 N 80 на 2001, 2002, 2003 и 2004 годы соответственно. Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов вытекает из закона.

Отсутствие договора между обществом и Минтрудом Ростовской области на финансирование расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не может служить основанием для отказа в иске о возмещении понесенных расходов. Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не носят договорного характера и не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным.

Вместе с тем, в материалах дела имеются договоры от 10.06.03 N 355 и от 19.04.04 N 399, заключенные обществом и Минтруда Ростовской области на возмещение расходов, понесенных обществом в связи с предоставлением услуг связи. Суд данным договорам оценки не дал.

Кроме того, суд не исследовал обстоятельства и объемы бюджетного финансирования, выпадающих доходов, фактическое выделение денежных средств из бюджетов соответствующих уровней, распределение этих средств, их целевое использование. Реестр фактических платежей, полученных истцом в спорный период, не представлен. В материалах дела отсутствуют и судом не исследовались первичные документы общества, подтверждающие затраты общества.

Отказывая в иске, арбитражный суд сослался на то обстоятельство, что главный распорядитель денежных средств федерального бюджета принял решение о перечислении целевых средств по регионам в пределах выделенных ему средств. Однако, расходы коммерческой организации от предоставления льгот отдельным категориям граждан должны возмещаться в полном объеме. Отсутствие бюджетного финансирования на возмещение затрат при наличии фактического предоставления льгот не может являться правовым основанием для неисполнения обязанности по их возмещению.

В письме от 27.12.04 N С5-7/СМП-1562 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендовал арбитражным судам учитывать решение Европейского суда от 16.09.04, в котором указано, что отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для неисполнения обязательств государства. Ссылки на отсутствие бюджетного финансирования являются доказательствами отсутствия в государстве средств эффективной защиты и нарушением пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции.

Таким образом, обязанность возместить выпадающие доходы в результате предоставления обществом отдельным категориям граждан льгот при оплате услуг связи возникла в силу закона. Источником выплаты является казна соответствующего уровня.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо выяснить вышеуказанные обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и на основе первичных документов бухгалтерского учета проверить размер фактических затрат общества и убытков, определить надлежащего ответчика, обязать ответчиков представить доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Ростовской области денежных средств на возмещение расходов в достаточном размере.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.05 по делу N А53-4650/05-С1-39 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Судебные расходы распределить при новом рассмотрении дела.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-5472/2005
А53-4650/05-С1-39
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 12 декабря 2005

Поиск в тексте