• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2005 г. N Ф08-4947/2005

Дело N А53-3111/2005-С6-37

[Налоговая инспекция правомерно привлекла общество к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за не своевременное представление расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ворошиловскому району г. Ростова-на-Дону, заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Аляска", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ворошиловскому району г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.05 по делу N А53-3111/2005-С6-37, установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ворошиловскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "Аляска" (далее - общество) 109 400 рублей штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

Решением суда от 20.06.05 заявленные требования частично удовлетворены. С предпринимателя в доход бюджета взыскано 3 800 рублей штрафа. В остальной части требований отказано со ссылкой на неправильную квалификацию правонарушения.

Суд удовлетворил требования налоговой инспекции в части взыскания штрафов за непредставление кассовых отчетов за 2001-2004 годы, банковских документов за 2001-2004 годы, авансовых отчетов за 2001- 2004 годы, сводов по заработной плате за 2001-2004 годы, заявлений на стандартные вычеты и подтверждающих их документов за 2001-2004 годы, приказов по предприятию за 2001-2004 годы, договоров за 2001-2004 годы, кассовых книг за 2001-2004 годы, налоговых карточек 1-НДФЛ и 2-НДФЛ за 2001-2004 годы, главных книг за 2001-2004 годы. Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись. Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в части отказа в удовлетворении требований и принять новое решение о взыскании с общества налоговых санкций в сумме 105 600 рублей. По мнению заявителя, выводы суда о неправильной квалификации правонарушения не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам права. Отказывая налоговому органу во взыскании штрафа за непредставление документов для проведения налоговой проверки (деклараций по единому социальному налогу), суд ошибочно сослался на статью 119 Налогового кодекса Российской Федерации как на норму, в соответствии с которой необходимо привлекать общество к ответственности. Кроме того, заявитель не согласен с отказом налоговому органу во взыскании штрафа по статье 126 Кодекса за непредставление расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В нарушение норм процессуального законодательства отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда необходимо отменить по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя налоговой инспекции от 28.09.04 N 521 назначена проверка общества по вопросам соблюдения законодательства по налогообложению доходов физических лиц, единому социальному налогу и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. В адрес налогоплательщика направлено требование от 08.10.04 о предоставлении документов, согласно которому налогоплательщик в течение 5 дней со дня его получения обязан представить налоговой инспекции необходимые для проверки документы: главные книги за 2001 - 2004 годы, журналы-ордера по бухгалтерским счетам 01, 02, 47, 48, 50, 51, 60, 62, 68 "НДФЛ", 69, 70, 71, 73, 76, 84, 88, 87, 90, 91, 99 за 2001 - 2004 годы, кассовые отчеты за 2001 - 2004 годы, кассовые книги за 2001 - 2004 годы, банковские документы за 2001 - 2004 годы, авансовые отчеты за 2001 - 2004 годы, своды по заработной плате за 2001 - 2004 годы, 1-НДФЛ за 2001 - 2004 годы, 2-НДФЛ за 2001 - 2004 годы, заявления на стандартные вычеты и подтверждающие документы за 2001 2004 годы, приказы по предприятию за 2001 - 2004 годы, договоры за 2001 - 2004 годы, налоговые декларации по единому социальному налогу за 2001 - 2003 годы, налоговые декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2001 - 2003 годы, а также другие документы, необходимые для осуществления налогового контроля за 2001 - 2004 годы.

Общество перечисленные документы не представило, в связи с чем 22.10.04 налоговой инспекцией составлен протокол о налоговом правонарушении от 22.10.04 N 1. Решением от 15.12.04 N 1 общество привлечено к ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок в налоговые органы 2 188 документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, в виде штрафа в размере 109 400 рублей.

Требование налоговой инспекции о добровольной уплате санкции от 23.12.04 N 1958 общество не исполнило, поэтому налоговая инспекция обратилась за ее взысканием в арбитражный суд.

Обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу необходимые информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, установлена и в подпункте 7 пункта 1 статьи 23 Кодекса.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд Ростовской области установил, что в рассматриваемом случае налоговая инспекция с целью проверки общества по вопросам соблюдения законодательства по налогообложению доходов физических лиц, единому социальному налогу и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации истребовала у общества необходимые для проверки документы. Налогоплательщик не представил документы в указанный в требовании в срок, тем самым совершил налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении требования о взыскании штрафа за непредставление налоговых деклараций по единому социальному налогу по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации, суд исходил из того, ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 119 Кодекса. Данный вывод сделан без учета норм материального права. Статьей 119 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 данной статьи.

За отказ от предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов либо непредставление их в установленные сроки налогоплательщик в соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации несет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 Кодекса.

В статье 126 Кодекса предусмотрены санкции за непредставление лишь тех сведений, которые необходимы для налогового контроля, то есть сведений, обязанность по представлению которых установлена главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации "Налоговый контроль".

В кассационной жалобе налоговая инспекция также указывает на несогласие с отказом во взыскании штрафа по статье 126 Кодекса за непредставление расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.01 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Из пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ следует, что ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Федерального закона N 167-ФЗ. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Данные о суммах налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, для контроля за правильностью исчисления и уплаты единого социального налога налоговому органу необходима информация о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязанность и сроки представления которого установлены в пункте 1 статьи 23, пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ, применяется ответственность, установленная в пункте 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, налоговая инспекция правомерно привлекла общество к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за не своевременное представление расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований необходимо отменить как принятое с нарушением норм материального права, а дело - передать на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует проверить правильность размера предъявленного штрафа и исследовать вопрос о наличии смягчающих или отягчающих ответственность заинтересованного лица обстоятельств.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.05 по делу N А53-3111/2005-С6-37 отменить в части отказа в удовлетворении требований, в этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-4947/2005
А53-3111/2005-С6-37
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 12 декабря 2005

Поиск в тексте