ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2005 N Ф08-5470/2005

Дело N А15-813/2005

[Порядок формирования выкупной цены приватизируемого на основании статьи 36 Земельного
кодекса Российской Федерации
земельного участка установлен Федеральным законом
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
. При этом цена
устанавливается соответствующим субъектом Российской Федерации, на территории
которого находится приватизируемый земельный участок]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании от истца - прокурора Республики Дагестан, от ответчика - ОАО "НК "Роснефть-Дагнефть"", в отсутствие ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу прокурора Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.08.05 по делу N А15-813/2005, установил следующее.

Прокурор Республики Дагестан обратился в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан (далее - Территориальное управление) и ОАО "НК "Роснефть-Дагнефть"" о признании недействительным заключенного ответчиками договора купли-продажи земельного участка от 27.12.04 N 43 и применении последствий недействительности договора (с учетом уточнения иска).

Решением от 18.08.05 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то, что полномочиями по установлению выкупной цены земель поселений наделен субъект Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). На момент заключения договора купли-продажи Народное собрание Республики Дагестан соответствующий закон не приняло. В этом случае условие о цене определяется с учетом ставки земельного налога. Однако постановление Махачкалинского городского Собрания от 11.02.04 N 6-3 "Об оплате за предоставление и переоформление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Махачкалы", которым устанавливались ставки земельного налога в зависимости от градостроительной ценности земельного участка, отменено постановлением Махачкалинского городского Собрания от 03.06.05 N 16-3е по протесту прокурора Республики Дагестан. Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

В кассационной жалобе прокурор Республики Дагестан просит решение от 18.08.05 отменить, исковые требования удовлетворить. Жалоба обоснована следующим:

- при заключении договора от 27.12.04 выкупная цена приватизируемого земельного участка определена сторонами без учета постановления Махачкалинского городского Собрания от 11.02.04 N 6-3, установившего ставку земельного налога для спорного участка;

- необоснован вывод суда о том, что постановление Махачкалинского городского Собрания от 11.02.04 N 6-3 было отменено этим же органом в связи с противоречием Земельному кодексу Российской Федерации.

В отзывах на кассационную жалобу Территориальное управление и ОАО "НК "Роснефть-Дагнефть"" выступили против ее удовлетворения.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель прокуратуры доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

Изучив материалы дела и выслушав прокурора, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от  18.08.05 подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

27 декабря 2004 года Территориальное управление и ОАО "НК "РоснефтьДагнефть"" заключили договор купли-продажи земельного участка N 43, площадью 13 106 кв. м, расположенный в г. Махачкале по ул. Гамидова, 51. Выкупная цена участка земель поселения установлена сторонами в сумме 461 200 рублей.

По мнению прокурора, при заключении договора стороны неверно определили выкупную цену земельного участка. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора с иском в суд.

Порядок формирования выкупной цены приватизируемого на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка установлен Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно этому порядку цена включает в себя произведение ставки земельного налога, площади земельного участка и показателя кратности, устанавливаемого в пределах, предусмотренных статьей 2 Закона. При этом цена устанавливается соответствующим субъектом Российской Федерации, на территории которого находится приватизируемый земельный участок.

В обоснование иска прокурор Республики Дагестан сослался на несоответствие расчета выкупной стоимости приватизируемого земельного участка его цене, определяемой на основании постановления Махачкалинского городского Собрания от 11.02.04 N 6-3 "Об оплате за предоставление и переоформление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Махачкалы".

Отказ в иске суд мотивировал тем, что при формировании выкупной цены земельного участка указанное постановление не могло применяться.

Вместе с тем этот вывод необоснован ввиду следующего. Согласно положению Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи республиканскими органами власти органам местного самоуправления полномочий на установление выкупной цены земельных участков. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 названной статьи конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административнотерриториальных образований. В связи с чем, постановление Махачкалинского городского Собрания от 11.02.04 N 6-3 "Об оплате за предоставление и переоформление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Махачкалы", устанавливающее выкупную цену земельных участков в г. Махачкале, подлежало обязательному применению при заключении оспариваемого договора.

Из материалов дела видно, что расчет выкупной стоимости земельного участка осуществлялся путем умножения площади участка (13 106) на ставку земельного налога (11,73), установленную для восьмой центральной промышленной зоны города, и коэффициент кратности (3).

Прокурор считает, что необходимость применять ставку земельного налога равной 22,08, установленной для второй средней центральной зоны города и коэффициента 12. В качестве доказательств применения этих величин представлена справка Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан от 14.05.05 N МР-10/2/1913, согласно которой спорный участок относится ко второй экономико-планировочной зоне, а также справка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики от 19.05.05 N 08-10-75/200 о том, что численность населения в г. Махачкале с подчиненными городу административными единицами на 01.01.04 составила 547,6 тыс. человек. Согласно уставу муниципального образования г. Махачкалы от 29.12.01 территория города разделена на три района Ленинский, Кировский и Советский, являющиеся административно-территориальными единицами, включающими в себя поселки и сельские поселения.

Вместе с тем, в деле имеется постановление Махачкалинского городского собрания от 18.06.03 о том, что территория завода им. Гаджиева относится к восьмой экономикопланировочной оценочной зоне. В отзыве Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан ссылается на письмо от 08.06.05 N 08-10-86/345 территориального органа РОССТАТ по Республике Дагестан о том, что численность постоянного населения г. Махачкалы по состоянию на 01.01.05 составляет 465,0 тыс. человек. Некоторые населенные пункты, входящие в г. Махачкалу, как административные образования, расположены на территории других районов, являющихся самостоятельными муниципальными образованиями и не имеют общих границ с городом. Это противоречие препятствует применению при расчете стоимости надлежащей (соответствующей) ставки земельного налога, определяемой от численности населения в конкретном населенном пункте.

Согласно статье 83 Земельного Кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны.

При новом рассмотрении дела суду следует проверить обоснованность довода прокурора о применения при расчете коэффициента  12. Указанный коэффициент применяется исключительно в случае, если численность населения в поселении, в котором расположен приватизируемый земельный участок, превышает 500 тыс. человек. Также суду необходимо выяснить месторасположение земельного участка относительно зонирования территории, вносились ли какие-либо изменения в границы экономикопланировочных оценочных зон после 18 июня 2003 года, к какой зоне относился земельный участок на момент заключения договора.

Кроме того, в предоставленный истцом расчет выкупной цены включен налог на добавленную стоимость. Однако согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. Исходя из указанных правовых норм, кассационная инстанция отклоняет довод прокурора об обязанности уплатить ОАО "НК "Роснефть-Дагнефть"" НДС в составе цены за земельный участок. Передача земельного участка в собственность ОАО "НК "Роснефть-Дагнефть"" по договору куплипродажи должна производится в порядке приватизации и, следовательно, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Довод заявителя жалобы о том, что постановление Махачкалинского городского Собрания от 11.02.04 N 6-3 противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации необоснован, поскольку цена выкупа земельного участка, указанная в постановлении, установлена в границах, предусмотренных Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.08.05 по делу N А15- 813/2005 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка