ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2005 г. N Ф08-5421/2005

Дело N А01-1448-2005-6

[Предусмотренное частью 4 статьи 88 и статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации
право должностного лица налогового органа истребовать у налогоплательщика дополнительные
документы в рамках осуществления камеральной проверки обусловлено необходимостью
подтверждения данных налоговой декларации, принятия соответствующих расходов, вычетов,
льгот в целях уменьшения налоговой базы и возмещения налога из бюджета]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - прокурора Республики Адыгея, от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея, рассмотрев кассационную жалобу прокурора Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.08.05 по делу N А01-1448-2005-6, установил следующее.

Прокурор Республики Адыгея, в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с заявлением к МИФНС России N 1 по Республике Адыгея о признании незаконными действий налоговой инспекции в части истребования в ходе проведения камеральных налоговых проверок от налогоплательщиков неопределенного круга первичных документов, относящихся к их хозяйственной деятельности и служащих основанием для исчисления сумм налогов, в случае если в ходе данных проверок не было выявлено ошибок и противоречий в представленной налогоплательщиком декларации и иных имеющихся документах.

Решением суда от 08.08.05 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия налоговой инспекции по истребованию документов для проведения камеральных проверок соответствуют требованиям статей 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Прокурор Республики Адыгея обратился с кассационной жалобой на решение суда, которое просит отменить и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы указывает, что "анализ требований о предоставлении документов налоговых органов показывает, что ряд из истребуемых дополнительных документов не могут быть отнесены к категории влияющих на исчисление и уплату указанных в них налогов".

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить решение суда без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

Как следует из заявления прокурора Республики Адыгея, прокуратурой г. Майкопа в результате проверки установлено, что налоговая инспекция при проведении камеральных проверок выработала практику, в соответствии с которой требует от налогоплательщиков представления всей первичной документации его хозяйственной деятельности для проверки правильности определения налоговой базы и, соответственно, исчисленной суммы налога. Камеральные проверки сопровождались выставлением налогоплательщикам, представившим ту или иную налоговую декларацию, требования о представлении всей первичной документации, послужившей основанием для исчисления суммы налога, указанной в декларации. При этом налоговый орган обязывал налогоплательщиков представлять заверенные копии первичной документации, указанной в требованиях.

Полагая, что действия налоговой инспекции нарушают статьи 80, 87, 88, 313, 314 Налогового кодекса Российской Федерации и законные интересы налогоплательщиков г. Майкопа, прокурор Республики Адыгея обратился в суд с данным заявлением.

Суд все сторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора Республики Адыгея.

Согласно подпунктам 4, 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Кроме того, налогоплательщики обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в случаях, предусмотренных налоговым законодательством.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какоголибо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

При проведении камеральной или выездной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Согласно статье 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из представленных в материалы дела требований следует, что налоговым органом запрошены у налогоплательщиков для камеральной проверки деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, НДФЛ и ЕСН за 2004 год документы, необходимые для проверки правильности исчисления данных налогов за указанный период (л. д. 7, 8).

Исходя из положений статей 80 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации, задачей камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога на основе декларации и документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение тех или иных положений декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговых органов.

Требование налогового органа о представлении документов распространяется как на камеральные, так и выездные налоговые проверки, поскольку положения статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат каких-либо исключений из этого правила.

Предусмотренное частью 4 статьи 88 и статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации право должностного лица налогового органа истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в рамках осуществления камеральной проверки обусловлено необходимостью подтверждения данных налоговой декларации, принятия соответствующих расходов, вычетов, льгот в целях уменьшения налоговой базы и возмещения налога из бюджета.

Из заявленного прокурором требования следует, что камеральные проверки сопровождались выставлением налогоплательщикам, представившим ту или иную налоговую декларацию, требования о представлении всей первичной документации, послужившей основанием для исчисления суммы налога, указанной в декларации. Проверка правильности исчисления налогов без представления документов невозможна, а, следовательно, налоговым органом не превышены полномочия при их запросе в процессе проведения камеральной проверки. Целью как выездной, так и камеральной налоговых проверок является установление правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов и сборов, что не представляется возможным без документов, подтверждающих понесенные им расходы, полученную выручку, приобретение и реализацию товаров (работ, услуг).

Налоговым законодательством не установлено разграничение обстоятельств, устанавливаемых исключительно при выездной налоговой проверке, и не запрещено налоговой инспекции истребовать у налогоплательщиков данные документы при осуществлении камеральных проверок.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 08.08.05 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-1448- 2005-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка