• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2005 г. N Ф08-5736/2005

Дело N А15-609/2005-16

[Перечень оснований прекращения деятельности фермерского хозяйства
является исчерпывающим (статья 21 Федерального закона N 74-ФЗ). Аналогичные
условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства предусмотрены Законом
РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
. Данными
нормативными актами не предусмотрено грубое и неоднократное нарушение закона в
качестве основания прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, заинтересованного лица - крестьянского фермерского хозяйства "Каракум", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан на решение от 13.07.05 и постановление апелляционной инстанции от 08.09.05 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-609/2005-16, установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о прекращении деятельности крестьянского фермерского хозяйства "Каракум" (далее - крестьянского хозяйства) за нарушение пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) о представлении в регистрирующий орган в срок до 01.01.03 сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "а" - "д" и "л" пункта 1 статьи 5 данного Закона и в связи с несоблюдением требований статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязанность налогоплательщиков по ведению бухгалтерского учета, представлению необходимых сведений для исчисления и уплаты налогов.

Решением суда от 13.07.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.09.05, в удовлетворении заявления отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган не представил в обоснование заявления доказательств наличия фактических обстоятельств, перечисленных в статье 21 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) и являющихся основаниями для прекращения деятельности крестьянского фермерского хозяйства. Положения статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются при ликвидации крестьянских хозяйств.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 13.07.05 и постановление апелляционной инстанции от 08.09.05, в которой просит судебные акты отменить и принять судебный акт о ликвидации крестьянского хозяйства. По мнению заявителя, основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации крестьянского хозяйства является неоднократное и грубое нарушение норм законодательства (статья 61 Гражданского кодекса Российской федерации), выразившееся в непредставлении в налоговый орган бухгалтерской отчетности (статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации) и сведений, необходимых для формирования единого государственного реестра (статья 26 Федерального закона N 129-ФЗ). При рассмотрении спора судебные инстанции нарушили статью 6, пункт 3 статьи 15, подпункт 12 пункта 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, крестьянское хозяйство зарегистрировано решением Унцукульского районного Совета народных депутатов Республики Дагестан от 16.11.92 и состоит на налоговом учете в инспекции с 20.12.92.

Поскольку крестьянское хозяйство в нарушение пункта 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ в течение шести месяцев с момента вступления Закона в силу не представило в регистрирующий орган сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона, и не представляет бухгалтерскую отчетность с 1999 года налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его ликвидации.

Крестьянское хозяйство создано как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Заявленные требования мотивированы тем, что крестьянское хозяйство не привело организационно-правовую форму своего хозяйства в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому является юридическим лицом, возможность ликвидации которого предусмотрена статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, оно не соблюдает требования статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей обязанность налогоплательщиков по ведению бухгалтерского учета, представлению необходимых сведений для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В силу части 3 статьи 23 Федерального закона N 74-ФЗ крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.01.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона N 74-ФЗ и нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из указанного Закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Тот факт, что глава крестьянского хозяйства не зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве предпринимателя, не лишает данное хозяйство статуса специфичного (специального) хозяйствующего субъекта, условия и порядок прекращения деятельности которого регулируются нормами Федерального закона N 74- ФЗ. Таким образом, нормы статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица к крестьянскому (фермерскому) хозяйству не применяются.

Перечень оснований прекращения деятельности фермерского хозяйства является исчерпывающим (статья 21 Федерального закона N 74-ФЗ). Аналогичные условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства предусмотрены Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Данными нормативными актами не предусмотрено грубое и неоднократное нарушение закона в качестве основания прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Налоговый орган в обоснование заявления не представил доказательств наличия фактических обстоятельств, перечисленных в статье 21 Федерального закона N 74-ФЗ и являющихся основанием для прекращения деятельности крестьянского фермерского хозяйства, поэтому отказ в удовлетворении заявления следует признать правомерным. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Доводы налоговой инспекции о нарушении судебными инстанциями норм процессуального права опровергаются материалами дела.

Суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую оценку. Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 13.07.05 и постановление апелляционной инстанции от 08.09.05 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-609/2005-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-5736/2005
А15-609/2005-16
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 06 декабря 2005

Поиск в тексте