ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2005 г. N Ф08-5289/2005

Дело N А61-18/05-3

[Судебные акты о взыскании с Минфина республики расходов, вызванных
предоставлением льгот по оплате газа населению, отменены, так как размер
понесенных расходов предприятием документально не подтвержден]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании истца - открытого акционерного общества "Севогаз", ответчиков: Правительства Республики Северная Осетия - Алания, Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания, от третьего лица - администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия - Алания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания на решение от 21.06.05  и постановление апелляционной инстанции от 03.08.05  Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-18/05-3, установил следующее.

ОАО "Севогаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к Правительству Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минфин республики), Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минтруд республики) о взыскании 126 014 рублей расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате газа в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", и 67 020 рублей расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате газа в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с  2002 по 2003 г. (уточненные требования). В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечена администрация местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия.

Решением от 21.06.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.08.05, исковые требования удовлетворены. С Минфина республики в пользу общества взыскано 193 034 рубля. В иске к Минтруду республики и администрации местного самоуправления Кировского района Республики Северная Осетия отказано. В части взыскания 1 662 535 рублей производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска.

Судебные акты мотивированы тем, что размер взыскиваемой суммы подтвержден актами сверки расчетов. Минфин республики не предоставил доказательств того, что им выделены денежные средства, достаточные для возмещения расходов истца.

В кассационной жалобе Минфин республики просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить. По мнению заявителя, к спорным отношениям следует применять нормы бюджетного законодательства. Задолженность по платежам должна быть утверждена в составе смет расходов бюджета и только в случае недофинансирования может быть взыскана в судебном порядке. Принудительное исполнение данного решения является вмешательством судебных органов в бюджетный процесс и ведет к нарушению прав граждан - получателей бюджетных средств.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, в период с 2002 по 2003 г. общество предоставляло услуги по газоснабжению населению, в том числе гражданам пользующимися льготами в соответствии с Законами Российской Федерации от 18.10.91 N 176-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям, и члены их семей (а также являющиеся пенсионерами или инвалидами лица, пострадавшие от политических репрессий) имеют право на снижение размеров оплаты коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.

В статьях 14 и 15 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрена 50-процентная льгота при оплате занимаемых жилых помещений, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и их вдовам. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

Право на компенсацию расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, возникает у кредитора в связи с исполнением гражданскоправового обязательства. Фактически в данных правоотношениях на стороне должника выступают два лица: потребитель товара (услуги), который должен уплатить льготную цену и орган, обязанный (в силу закона или иного нормативного акта) уплатить остальную часть стоимости товара (услуги), которая и является дотацией. Именно суммы дотаций по льготируемым категориям граждан (потребителей) предъявлены ко взысканию истцом (кредитором).

Данные расходы общества не являются убытками в смысле статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку представляют собой не ответственность, связанную с нарушением обязательства по оплате (товара или услуг), а являются частью основной задолженности, не возмещенной одним из должников. Непредоставление истцу (кредитору) соответствующих компенсаций нарушает его право собственности, противоречит статьям 8 и 35 Конституции Российской Федерации, статье 1 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, общество вправе потребовать от должника надлежащего исполнения обязательства, возложенного на него в силу требований закона (статья  309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, спорные отношения не являются бюджетными. В связи с этим довод Минфина республики о необходимости прекращения производства по делу подлежит отклонению.

Невключение в план бюджета республики соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о праве общества требовать возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате газа на основании законов Российской Федерации.

Между тем вывод судебных инстанций о том, что в результате предоставления льгот по оплате газа в 2002 - 2003 г. общество понесло расходы в заявленном размере, недостаточно обоснован, поскольку сделан по неполно исследованным обстоятельствам дела и не подтвержден надлежащими доказательствами.

В соответствии со статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Согласно постановлению Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19.04.02 N 44 "О формировании республиканской базы получателей социальных льгот и порядка возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных, транспортных услуг и услуг связи" финансирование названных выпадающих доходов производится при предоставлении соответствующих отчетов и актов сверки организациями, предоставляющими льготы. Такие документы по спорному периоду истцом не представлены. Акты сверки баз данных получателей льгот не являются актами сверки задолженности за конкретный период.

В материалы дела не предоставлены первичные документы, подтверждающие фактические затраты истца по оказанию услуг льготникам. Представленные в материалы дела списки по категориям льгот не распределены, не содержат ссылок на документы, подтверждающими право гражданина на льготу, печати удостоверившего органа не читаемы, список льготников за первый квартал 2003 г. составлен в одностороннем порядке, списки льготников за второй - четвертый квартал 2003 г. в материалы дела не представлен.

На основании определений суда в ходе судебных разбирательств общество и Минтруд республики произвели сверку расчетов с подписанием актов сверки. Вместе с тем первичные документы, послужившие основанием для их составления, в материалы дела не представлены.

При разрешении споров о возмещении предприятиям расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, обязательно исследуются вопросы определения уровня бюджета, за счет которого возмещаются расходы организации, оказывающей услуги населению по льготным ценам, и объема фактически осуществленного финансирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506 (действовало до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.05 N 542) утвержден специальный порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с данным Законом, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, и является целевым (пункт 1). Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств федерального бюджета путем их перечисления Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (пункт 3).

Согласно Правилам предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.02 N 310, действие Правил продлено на  2003 г.) предоставление субсидий осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

Суды не исследовали обстоятельства финансирования Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" из федерального бюджета, вопросы достаточности выделенных денежных средств и их целевого использования нижестоящими бюджетами. Вместе с тем указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку от их установления зависит определение уровня бюджета, за счет которого должно производиться возмещение выпадающих доходов.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо на основании первичных документов проверить размер фактических затрат истца, вызванных предоставлением льгот по оплате газа спорным категориям граждан, исследовать обстоятельства финансирования Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1, достаточность и целевое использование субъектом Российской Федерации выделенных денежных средств. С учетом установленных обстоятельств оценить правомерность заявленных требований.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 21.06.05 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.05 Арбитражного суда Республики Северная Осетия Алания по делу N А61-18/05-3 отменить, дело - направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка