ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2006 г. N Ф08-0060/2006

Дело N А-32-20971/2005-48/11

[Пункт 2 статьи 5 НКРФ предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, для распространения нормативного правового акта на отношения, возникшие до его принятия, необходимо специальное указание на это в самом нормативном правовом акте при условии, что принимаемый акт не устанавливает новые обязанности или иным образом не ухудшает положение налогоплательщиков]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Производственно-коммерческая фирма "Кубаньфарфор"", от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару на решение от 22.08.05  и постановление апелляционной инстанции от 19.10.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А-32-20971/2005-48/11, установил следующее.

ЗАО "Производственно-коммерческая фирма "Кубаньфарфор"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от  06.05.05 N 41 об отмене решения о реструктуризации. Решением от 22.08.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.10.05, суд признал решение налоговой инспекции от 06.05.05 N 41 недействительным.

Судебные акты мотивированы тем, что принятие главой администрации Краснодарского края постановления от 19.04.05 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края", которым, в частности, признано утратившим силу постановление главы администрации Краснодарского края от 28.03.02 N  341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом", не является основанием для прекращения ранее предоставленной обществу реструктуризации. Суды указали на отсутствие иных оснований для прекращения действия предоставленной обществу реструктуризации.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 22.08.05 и постановление апелляционной инстанции от 19.10.05 по данному делу. По мнению подателя жалобы, решение налоговой инспекции от 06.05.05 N 41 обосновано и вынесено в соответствии с действующим законодательством. Налоговая инспекция указывает, что проведение реструктуризации на региональном и местном уровне не является обязательным для всех регионов и муниципальных образований. Глава администрации Краснодарского края в помощь организациям-налогоплательщикам, зарегистрированным на территории Краснодарского края и находящимся в критическом финансовом положении, принял постановление от 28.03.02 N 341 "О порядке и сроке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом". Поскольку названное постановление утратило силу в связи с принятием главой администрации Краснодарского края постановления от 19.04.05 N 332, дальнейшее проведение реструктуризации задолженности ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор" невозможно ввиду отсутствия нормативных правовых актов, регулирующих проведение реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению налогоплательщика, у налогового органа отсутствуют основания для лишения ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор" права на реструктуризацию. Право на реструктуризацию предоставлено обществу путем принятия правоприменительного акта, это право является разовым с пресекательным сроком, в течение которого им можно воспользоваться при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.03.02 N 341. Условия, указанные в пункте 7 названного Порядка, обществом не нарушены.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей налоговой инспекции и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по г. Краснодару (правопредшественник налоговой инспекции) вынесла решение от 23.05.02 N 36 о реструктуризации кредиторской задолженности ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор" по налогам, пеням и штрафам в краевой бюджет в сумме 1 810 328 рублей, из них: 1 623 104 рубля -- задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог и 187 224 рубля -- пени по налогу на пользователей автомобильных дорог. Пунктом 2 названного решения предусмотрено, что общество обязано осуществлять платежи в погашение реструктурируемой задолженности в соответствии с установленным графиком, а также текущие налоговые платежи по реструктурируемым налогам.

График погашения задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам согласован руководителем общества, заместителем генерального директора Департамента по финансам, бюджету и контролю и утвержден руководителем ИМНС России N 5 по г. Краснодару 20.05.02 (л. д. 10 - 11). Суды установили, материалами дела подтверждено и налоговая  инспекция не оспаривает, что общество не нарушало график погашения задолженности.

Решение о предоставлении обществу права на реструктуризацию задолженности в сумме 1 810 329 рублей принято налоговым органом на основании постановления главы администрации Краснодарского края от  28.03.02 N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом".

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.04.05 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" названное постановление признано утратившим силу.

В связи с принятием постановления главы Администрации Краснодарского края от 19.04.05 N 332, налоговая инспекция вынесла решение от 06.05.05 N 41, которым лишила общество права на дальнейшее проведение реструктуризации по решению от 23.05.02 N 36 и возобновила начисление пени с 19.04.05 (даты подписания постановления главы администрации Краснодарского края от 19.04.05 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края"). В пункте 2 решения N 41 налогового органа указано на необходимость принять исчерпывающие меры по взысканию с общества задолженности в соответствии с действующим законодательством, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

Общество в порядке статей 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с данным заявлением, не согласившись с решением налоговой инспекции.

Вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у налогового органа оснований для лишения ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор" права на дальнейшее проведение реструктуризации по решению от 23.05.02 N 36 является правильным.

Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет.

На основании указанного постановления Правительства Российской Федерации глава администрации Краснодарского края принял постановление от 28.03.02 N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом", которое постановлением главы администрации Краснодарского края от  19.04.05 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" признано утратившим силу.

Согласно пункту 1 статьи 52 Закона Краснодарского края от 06.06.95 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" нормативному правовому акту края может быть придана обратная сила соответствующим правотворческим органом.

Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Следовательно, для распространения нормативного правового акта на отношения, возникшие до его принятия, необходимо специальное указание на это в самом нормативном правовом акте при условии, что принимаемый акт не устанавливает новые обязанности или иным образом не ухудшает положение налогоплательщиков.

Постановление главы администрации Краснодарского края от  19.04.05 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" не содержит указания на то, что оно применяется к отношениям, возникшим до его принятия, или что решения, вынесенные на основании нормативных актов, признанных утратившими силу, подлежат отмене.

Отмена решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности ухудшает положение налогоплательщика, поскольку ему необходимо будет единовременно выплатить сумму реструктурированной задолженности, что повлечет для него незапланированные на этот период выплаты и, как следствие, дестабилизацию его деятельности. Вместе с тем основной целью урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц перед бюджетом, в частности, краевым, путем ее реструктуризации является их финансовое оздоровление и предотвращение угрозы банкротства.

Решением налогового органа от 23.05.02 N 36 обществу предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности, которая по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога и которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.

Постановление главы администрации Краснодарского края от  19.04.05 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" вступило в силу со дня его официального опубликования (пункт 3 постановления), 26.04.05, то есть после предоставления налогоплательщику права на реструктуризацию задолженности.

Поскольку на дату принятия налоговым органом решения от 23.05.02 N 36 постановление главы администрации Краснодарского края от  28.03.02 N 341 являлось действующим, то у налоговой инспекции основания (при отсутствии в данном случае нарушения налогоплательщиком сроков уплаты задолженности и текущих налоговых платежей) для лишения общества права на дальнейшее проведение реструктуризации по названному решению отсутствовали.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества пояснил следующее. На запрос ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор" Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского краю в письме от 27.07.05 N 07-10/15 сообщил, что решение о реструктуризации задолженности юридических лиц по дорожным фондам, принятое налоговым органом в соответствии с пунктом 4 постановления главы администрации Краснодарского края от 28.03.02 N 341, не может быть отменено до окончания срока действия этого решения. В силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации постановление главы Администрации Краснодарского края от 19.04.05 N 332, ухудшающее финансовое состояние налогоплательщика, обратной силы не имеет.

Суды всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы сторон и сделали правильный вывод об обоснованности заявления общества.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:


решение от 22.08.05 и постановление апелляционной инстанции от  19.10.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А-32-20971/2005-48/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:

файл-рассылка