• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2006 г. N Ф08-6289/2005

Дело N А32-45255/2004-20/1016

[В силу статьи 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатную установку телефона. Расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.05.94 N 419)]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от ответчика - администрации города Сочи, Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Южная телекоммуникационная компания" в лице филиала "Сочиэлектросвязь", ответчика - Финансового управления Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, третьего лица - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение от 18.05.05 и постановление апелляционной инстанции от 27.09.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-45255/2004-20/1016, установил следующее.

ОАО "Южная телекоммуникационная компания" в лице филиала "Сочиэлектросвязь" - структурного подразделения филиала ОАО "Южная телекоммуникационная компания" "Кубаньэлектросвязь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи (далее - администрация), Финансовому управлению Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи (далее - финансовое управление), Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края о взыскании 51 833 рублей 64 копеек расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по бесплатной установке телефонов льготной категории граждан в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в период с 01.01.02 по 31.12.02 (уточненные требования).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю.

Решением от 18.05.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.09.05, исковые требования удовлетворены. С финансового управления за счет средств бюджета муниципального образования г. Сочи в пользу общества взыскано 51 833 рубля 64 копейки выпадающих доходов. В иске к администрации отказано. Судебные акты мотивированы тем, что размер задолженности по бесплатной установке телефона подтвержден материалами дела. В соответствии с действующим порядком расходы предприятий, понесенные в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением за счет средств федерального бюджета. Денежные средства бюджету муниципального образования выделены.

В кассационной жалобе администрация просит решение от 18.05.05 и постановление апелляционной инстанции от 27.09.05 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя, возмещение убытков, связанных с предоставлением предприятиями льгот по установке телефонов отдельным категориям граждан, не является расходными обязательствами бюджета г. Сочи. Финансовое управление, как финансовый орган, исполняющий бюджет г. Сочи и выступающий от имени казны города, обязательства по передаче обществу денежных средств, в частности, полученных в виде субвенций и субсидий, выполнило полностью.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены. Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей администрации и департамента, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, с 01.01.02 по 31.12.02 общество предоставило населению города Сочи услуги по бесплатной установке телефонов в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". В подтверждение факта оказания услуг по бесплатной установке телефонов общество предоставило в материалы дела списки лиц, подвергшихся политическим репрессиям, которым в 2002 г. бесплатно установлен телефон, составленные территориальными органами Управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, копии удостоверений, подтверждающих право указанных лиц на получение льготы, копии договоров на оказание услуг телефонной связи, копии нарядов на предоставление доступа к сети ГТС, утвержденные в установленном порядке тарифы на услуги связи.

В силу статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатную установку телефона.

В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, имеют право на первоочередную установку телефона, при этом реабилитированным лицам установка телефона производится бесплатно в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления.

Расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения).

Согласно пунктам 1, 2, 6 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 N 334) расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002 год.

Предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.

Если расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", производятся за счет средств бюджетов муниципальных образований, то субвенции перечисляются им с лицевых счетов финансовых органов субъектов Российской Федерации, открытых в органах федерального казначейства, на балансовый счет 40204 "Средства местных бюджетов" органа федерального казначейства.

Таким образом, суд правильно указал, что обязанность по выплате компенсаций возникает у бюджета субъекта Российской Федерации опосредованно через соответствующие органы местного самоуправления.

Отсутствие бюджетного финансирования на возмещение затрат по фактическому предоставлению льгот не может являться основанием для неисполнения обязанности по их возмещению, так как законом предусмотрен учет соответствующих затрат во взаимоотношениях с вышестоящими бюджетами.

В письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.04 N С5-7/СМП-1562 арбитражным судам предложено учесть решение Европейского суда от 16.09.04, в котором указано, что отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для неисполнения обязательств государства; муниципальные органы являются органами государственной власти, в том смысле, что они действуют на основании публичного права и осуществляют государственные функции. Ссылки на отсутствие бюджетного финансирования являются доказательством отсутствия в государстве средств эффективной защиты и нарушением пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции.

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" размеры субсидий и субвенций, выделенных из Фонда компенсаций и направленных на финансирование текущих расходов, составили 1 259 800 тыс. рублей.

Предоставление и расходование данных средств осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 56 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ).

Согласно статье 36.2 Закона Краснодарского края от 17.12.01 N 422-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" возмещение расходов, связанных с реализацией муниципальными образованиями Краснодарского края Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", производится исходя из фактических затрат и численности указанных граждан на основании ежеквартальных отчетов и после поступления указанных средств из федерального бюджета. На суммы, поступившие из федерального бюджета, уточняются бюджетные назначения по доходам и расходам краевого бюджета.

В соответствии с названной статьей из Фонда компенсаций выделено 13 149 тыс. рублей субвенций. Из указанной суммы в бюджет г. Сочи перечислено 147 300 рублей. В материалах дела отсутствуют и заявителем кассационной жалобы не предоставлены доказательства целевого использования выделенных денежных средств, их полного перечисления предприятиям, предоставившим в 2002 г. льготы в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", обращения администрации с заявками о необходимости дополнительного выделения денежных средств.

Ежеквартальные отчеты, предусмотренные статьей 36.2 Закона Краснодарского края от 17.12.01 N 422-КЗ и подтверждающие фактические затраты муниципального образования по возмещению расходов предприятиям, предоставившим льготы, в материалы дела также не предоставлены.

Заявитель кассационной жалобы по существу не согласен с установленным Законом порядком компенсации расходов предприятий и ставит вопрос о возможности возложения ответственности на органы местного самоуправления только в случае фактического выделения средств из Фонда компенсаций, а не последующего возмещения расходов, как это предусмотрено в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419. Между тем из материалов дела не видно, что администрацией г. Сочи принимались меры для урегулирования с бюджетом Российской Федерации, бюджетом Краснодарского края вопроса об авансировании денежных средств, предназначенных для выплаты расходов предприятий, предоставивших льготы.

Межбюджетные отношения органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации предметом рассматриваемого спора не являются. В компетенцию арбитражного суда не входит изменение порядка компенсации расходов, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции не принимает доводы, изложенные в кассационной жалобе, поскольку они опровергаются материалами дела и по существу направлены на переоценку доказательств и выводов суда.

В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения от 18.05.05 и постановления апелляционной инстанции от 27.09.05 отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:


решение от 18.05.05 и постановление апелляционной инстанции от 27.09.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-45255/2004-20/1016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А32-45255/2004-20/1016
Ф08-6289/2005
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 11 января 2006

Поиск в тексте