ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2005 г. N Ф08-5511/2005

Дело N А53-3298/2005-С6-46

[Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от
06.07.04 N 1200/04
разъяснил, что при рассмотрении дела о признании решения налоговой инспекции недействительным, оценка законности этого решения должна осуществляться судом, исходя из тех обязательных к представлению в силу закона документов, которые на момент его вынесения были представлены в налоговую инспекцию обществом в целях подтверждения права на налоговые вычеты]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "САП", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Ростова-на-Дону на решение от 11.07.05 и постановление апелляционной инстанции от 19.09.05 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-3298/2005-С6- 46, установил следующее.

ООО "САП" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Советскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения налоговой инспекции от 14.12.04 N 7702/330.

Решением от 11.07.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.09.05, суд признал незаконным решение налоговой инспекции от 14.12.04 N 7702/330, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Судебные акты мотивированы тем, что заявленные обществом вычеты по налогу на добавленную стоимость документально подтверждены. Суд указал на недоказанность налоговым органом недобросовестности общества.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 11.07.05 и постановление апелляционной инстанции от 19.09.05 отменить, принять новый судебный акт. По мнению налогового органа, суд неправомерно принял во внимание представленные обществом исправленные счета-фактуры и не учел отсутствие в деле товарно-транспортных накладных.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества, считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело -- направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации общества по налогу на добавленную стоимость за июль 2004 года.

По результатам проверки составлена докладная записка от 12.11.04 N 7702/330 и вынесено решение от 14.12.04 N 7702/330. Указанным решением обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1 349 125 рублей 32 копеек, отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 683 461 рубля и предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2 032 586 рублей. Решение налогового органа мотивировано тем, что представленные обществом товарно-транспортные накладные, накладные и счета-фактуры составлены с нарушением требований законодательства.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного решения налогового органа недействительным.

Вывод судов об отсутствии у налогового органа оснований для принятия оспариваемого решения является недостаточно обоснованным. Судами недостаточно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения.

Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

Согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Данный пункт предусматривает формальные признаки, при наличии которых счета-фактуры не являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету. Именно на налогоплательщике лежит обязанность принять к налоговому учету надлежаще оформленные счета-фактуры.

Определением Конституционного Суда РФ от 25.07.01 N 138-О разъяснено, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Это означает, что правовой защитой пользуются налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов, а также по соблюдению необходимых условий предоставления налогового вычета. Недобросовестные лица, стремящиеся уклониться от выполнения своих налоговых обязанностей, возложенных на них законом, не могут пользоваться теми же правовыми режимами, что и законопослушные налогоплательщики. Нарушение этими лицами требований закона предполагает возложение на них неблагоприятных правовых последствий такого неправомерного поведения.

Сделав вывод о том, что общество реализовало право на внесение исправлений в счета-фактуры и представило суду счета-фактуры, выданные подрядчиками общества взамен порочных и содержащие все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации, которые приняты судом в качестве надлежащих доказательств, суд не учел следующее.

Ни глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации, ни постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" не содержат положений о том, что допущенные поставщиком при оформлении счетов-фактур нарушения не могут быть устранены, а недостающая информация восполнена. Вместе с тем эта информация должна быть внесена в счета-фактуры с соблюдением порядка внесения исправлений, установленного названным постановлением. Счета-фактуры должны соответствовать требованиям к их составлению и оформлению, иначе они не могут подтверждать факт осуществления указанных в них операций.

Согласно пункту 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" допускается внесение исправлений в первичные документы с условием согласования исправлений с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями лиц, их подписавших, с указанием даты внесения исправлений.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.07.04 N 1200/04 разъяснил, что при рассмотрении дела о признании решения налоговой инспекции недействительным, оценка законности этого решения должна осуществляться судом, исходя из тех обязательных к представлению в силу закона документов, которые на момент его вынесения были представлены в налоговую инспекцию обществом в целях подтверждения права на налоговые вычеты.

Установив, что в счета-фактуры, выставленные ЗАО "ККПД", ООО "ТехноТемп" и ООО "Астиком", внесены исправления, суд не выяснил, представлялись ли обще

Таким образом, решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, а дело -- направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела, суду, с учетом изложенного, надлежит исследовать фактические обстоятельства, оценить представленные доказательства и доводы сторон и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 11.07.05 и постановление апелляционной инстанции от 19.09.05 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-3298/2005-С6-46 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



текст документа сверен по:

файл-рассылка