ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 января  2007г.    N Ф08-6908/2007

 Дело N А53-3600/06-С5-24

[В части 13 статьи 48 Кодекса указано, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе применительно к отдельным этапам строительства, устанавливается Правительством Российской Федерации. Поскольку такой порядок не определен, суды обоснованно отказали в требованиях об обязании Росгосэкспертизу провести экспертизу по отдельным этапам строительства]
(Извлечение)


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Центр", в отсутствие заинтересованного лица - Управления Главгосэкспертизы России по Ростовской области и третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр" на решение от 23.06.06 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.06  Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-3600/06-С5-24, установил следующее.

ООО "Центр" обратилось в арбитражный суд со следующими требованиями: признать незаконным отказ Управления Главгосэкспертизы России по Ростовской области (далее - управление) в проведении государственной экспертизы отдельных этапов строительства жилых домов, изложенный в письме от 01.02.06 N 0017-2006/0159; обязать управление провести государственную экспертизу проектной документации строительства первого этапа - части здания ниже нулевой отметки и внутриплощадочных инженерных сетей жилых домов, расположенных по адресам: г. Ростов-на-Дону,ул. Ленина, 221 и ул. Красноармейская, 296 - 298 / пр. Театральный, 84 (т. 1, л. д. 2).

Определением от 25.04.06 к участию в деле в качестве по адресу: жителей жилого дома, расположенного по адресу: проведение государственной экспертизы отдельных этатретьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (т. 2, л. д. 47).

Решением от 23.06.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.06, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции исходили из того, что действующее законодательство не предусматривает проведение государственной экспертизы проектной документации отдельных этапов строительства (т. 2, л. д. 73; т. 3, л. д. 22).

В кассационной жалобе ООО "Центр" просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.05 N 210-ФЗ) предусмотрено, что подготовка проектной документации может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства. С учетом этого суды необоснованно применили постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации", поскольку оно действует в части, не противоречащей Кодексу, и Инструкцию, утвержденную постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 30.06.95 г. N 18-64 (СНиП 11-01-95), которая на момент принятия решения утратила силу. Не применен судами приказ Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 31.03.98 N 17-71, которым определен состав экономических показателей (т. 3, л. д. 25).

Отзывы на жалобу не поступили.

В судебном заседании представитель ООО "Центр" поддержал доводы, изложенные в жалобе. Изучив материалы дела и выслушав представителя ООО "Центр", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, ООО "Центр" обратилось к управлению с заявлением от 23.01.06 N 21 о проведении государственной экспертизы проектной документации, составленной в отношении каркасов и нулевых циклов двух жилых домов, строительство которых предполагается по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 221 и ул. Красноармейская, 296 - 298 / пр. Театральный, 84 (т. 1, л. д. 14).

Управление в письме от 01.02.06 N 0017-2006/0159 сообщило об отказе в проведении государственной экспертизы некомплектной проектной документации ввиду ее несоответствия требованиям градостроительного законодательства (т. 1, л. д. 13). В соответствии со статьями 48 и 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Проектная документация содержит материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации, подлежат государственной экспертизе. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В силу части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 31.12.05 N 210-ФЗ) основанием для отказа в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу, является отсутствие разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) несоответствие такой проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным в соответствии с частью 13 статьи 48 Кодекса, а также отсутствие результатов инженерных изысканий, установленных в части 6 статьи 47 Кодекса, или отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу).

Согласно пункту 3 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008) целью государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации является в том числе предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил. При проведении государственной экспертизы документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выданным органами государственного надзора и контроля и заинтересованными организациями (пункт 4 Положения). По результатам проведения государственной экспертизы выдается сводное заключение, которое содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении устанавливаются основные технико-экономические показатели строительства объектов (пункт 18 Положения). Постановление Правительства от 27.12. 2000 N 1008 в силу Федерального закона от 29.12.04 N 191-ФЗ действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

До принятия Федерального закона от 31.12.05 N 210 "О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации" в Градостроительном кодексе Российской Федерации не предусматривалась возможность подготовки проектной документации применительно к отдельным этапам строительства. Указанным Федеральным законом одновременно дополнена часть 12.1 и внесены изменения в часть 13 статьи 48 и часть 8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Частью 12.1 статьи 48 Кодекса предусмотрено, что по инициативе застройщика или заказчика подготовка проектной документации может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства. В части 13 статьи 48 Кодекса указано, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе применительно к отдельным этапам строительства, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок в отношении проектной документации, подготавливаемой применительно к отдельным этапам строительства, Правительством Российской Федерации не определен.

С учетом изложенного доводы ООО "Центр" основаны на ошибочном толковании частей 12.1 и 13 статьи 48 и части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому ссылку на неправильное применение судами законов и подзаконных актов суд кассационной инстанции не принимает.

Довод заявителя о том, что суды применили Инструкцию, утвержденную постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 30.06.95 г.N 18-64 (СНиП 11-01-95), которая на момент принятия решения утратила силу, кассационная инстанция отклоняет. Суды рассматривали данный акт как рекомендательный, поскольку он фактически применялся в деловом обороте проектирующих и строящих организаций.

Кассационная инстанции отклоняет довод жалобы о неприменении судами приказа Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 31.03.98 N 17-71, которым определен состав экономических показателей. Изменения в части 12.1 и 13 статьи 48 и части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены одним Федеральным законом, на момент его издания приказ имелся, однако законодатель посчитал обязательным указать в нормативном акте, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе применительно к отдельным этапам строительства, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Предусмотренные статьями 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. С учетом изложенного суды правомерно отказали ООО "Центр" в заявленных требованиях.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

                                

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.06.06 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.06 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-3600/06-С5-24 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст докуиента сверен по:

файл-рассылка