ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 16 августа 2006 г. N Ф08-3395/2006

Дело N А63-22049/2005-С4

[Судебные инстанции, признавая оспариваемые действия не соответствующими требованиям законодательства, не указали, какие нормы права нарушены администрацией и какие обязанности, предусмотренные правовыми актами, не исполнены]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании истца совместного предприятия в форме закрытого акционерного общества "Фудстар" , в отсутствие заинтересованного лица - администрации г. Кисловодска и третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю, Министерства культуры Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Кисловодска на решение от 30.03.06 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.06 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-22049/2005-С4, установил следующее.

СП ЗАО "Фудстар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Кисловодска (далее администрация) о признании незаконными действий администрации по отказу в проведении реконструкции объекта "Колоннада в Нижнем парке" (далее - колоннада) (уточненные требования).

Определением от 07.12.05 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство культуры Ставропольского края (далее министерство) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю (далее управление).

Решением от 30.03.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.06, признаны незаконными действия администрации в части отказа в разрешении проведения реконструкции объекта "Колоннада в Нижнем парке". Судебные акты мотивированы тем, что действия администрации не соответствуют требованиям законодательства, а также нарушают гражданские права и интересы общества.

В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить. Заявитель указывает, что для разрешения остекления объекта принятия постановления главы города не требуется, данный вопрос решается путем внесения изменений в проектную документацию. Ответ о невозможности согласовать проект остекления колоннады дан обществу ввиду исторической и художественной значимости объекта для города-курорта. Общество не обращалось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию колоннады, поэтому предмет спора в данном случае отсутствует. Заявитель также указывает, что при обращении в администрацию общество не предоставило положительное заключение экологической экспертизы, проведение которой в соответствии "Территориальными строительными нормами и правилами", утвержденными приказом Министерства ЖКХ строительства и архитектуры Ставропольского края от 16.11.01 N 186, обязательно.

Отзыв на кассационную жалобу не предоставлен. В судебном заседании представитель общества просил оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя общества, считает, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 10.06.02 Министерство имущественных отношений Ставропольского края (правопредшественник управления, арендодатель) и общество (арендатор) и заключили договор аренды N 1699. По условиям пункта 1.1 договора арендатору передано нежилое помещение литера А "Колоннада" площадью 56,4 кв. м, расположенное по ул. Нижний парк, для использования под предприятие общественного питания. Срок договора установлен по 10.06.11.

На совместном заседании научно-методического Совета в области охраны памятников истории и культуры при министерстве и Градостроительного совета Ставропольского края от 02.06.05 согласован проект сохранения и приспособления объекта культурного наследия регионального значения "Колоннада" с устройством легкого регулируемого остекления.

На заседании архитектурно-художественной секции Градостроительного совета г. Кисловодска от 26.08.05 согласован эскизный проект сохранения объекта культурного наследия "Колоннада", обществу рекомендовано разработать проект.

В письме от 27.10.05 N 4071-02 управление выразило согласие на устройство остекления по внутреннему периметру колоннады при условии представления проектной документации на проведение работ по сохранению указанного объекта.

В письмах от 17.10.05 N 339 и 27.10.05 N 417, направленных администрации, общество просило согласовать начало работ по остеклению колоннады. Администрация отказала в согласовании (письма от 01.11.05 N 2295/01-10 и от 26.10.05 N 308/01-10), что послужило основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, объект "Колоннада" (центральный вход в парк), расположенный по адресу: г. Кисловодск, Лечебный парк, является имуществом государственной казны Российской Федерации. На основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений от 08.06.04 N 228 данный объект культурного наследия регионального значения включен в реестр федерального имущества с присвоением ему реестрового номера 02601190.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25.06.02 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Согласно пункту 2 указанной статьи и пункту 10 статьи 6 Закона Ставропольского края от 16.03.06 N 14-кз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ставропольском крае" выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, а также разрешений на проведение работ по сохранению данного объекта относится к полномочиям органа исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения его собственника либо пользователя объектом культурного наследия.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве культуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 15.03.02 N 108, специально уполномоченным государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры осуществляющим государственное управление и контроль в области использования историко-культурного наследия на территории Ставропольского края является министерство.

Письмом от 03.06.05 N 06/19-114 министерство на основании положительного решения совместного заседания научно-методического совета в области охраны памятников истории и культуры при министерстве и Градостроительного совета Ставропольского края от 02.06.05, где утвержден проект сохранения и приспособления "Колоннады" согласовало остекление проемов памятника. В письме от 27.10.05 N 4071-02 управление также выразило согласие на устройство остекления по внутреннему периметру "Колоннады".

Вместе с тем судом удовлетворены требования общества о признании незаконным действий администрации в части отказа в разрешении проведения реконструкции колоннады. Между тем заявление общества о разрешении проведения реконструкции колоннады в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в материалах дела отсутствует.

В соответствии с частью 5 статьи 8, пунктом 4 статьи 51 Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Необходимость получения разрешения администрации муниципального образования на реконструкцию объекта недвижимости, в том числе в зонах памятников истории и культуры, предусмотрена также Территориальными строительными нормами, Порядком предпроектной и проектной подготовки строительства на территории Ставропольского края, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства строительства и архитектуры Ставропольского края от 16.11.01 N 186.

По смыслу перечисленных норм получение заинтересованными лицами разрешений органа местного самоуправления на реконструкцию объектов культурного наследия производится наряду с соблюдением положений статьи 45 Федерального закона от 25.06.02 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций недостаточно полно исследовали обстоятельства дела, не установили, является ли отказ администрации препятствием для работ по остеклению колоннады, т. е. в какой степени нарушены права и законные интересы общества при проведении реконструкции.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании, решений, действий (бездействия) незаконными.

Однако судебные инстанции, признавая оспариваемые действия не соответствующими требованиям законодательства, не указали, какие  нормы  права  нарушены  администрацией  и  какие   обязанности, предусмотренные правовыми актами, не исполнены.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, уточнить характер требований общества, установить, предоставлялись ли в администрацию документы, перечисленные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и на основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа


ПОСТАНОВИЛ:

        

решение от 30.03.06 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.06 по делу N А63-22049/2005-С4 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Текст документа сверен по:
файл-рассылка