ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2006 г. N Ф08-3498/2006

Дело N А22-1573/05/5-177

[В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте Республики Калмыкия, в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.04.06 по делу N А22-1573/05/5-177, установил следующее.

ООО "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте Республики Калмыкия (далее - налоговая инспекция) о взыскании излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 9 146 рублей и процентов за несвоевременный возврат налога в сумме 2 649 рублей 59 копеек.

Решением от 31.10.05 заявленные требования удовлетворены.

Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция в нарушение положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно отказала обществу в возврате излишне уплаченного налога. Факт переплаты филиалом общества налога на прибыль в республиканский и местный бюджеты на общую сумму 9 321 рубль подтверждается актом сверки N 116, подписанным налоговым органом, и не оспаривался в судебном заседании представителем налогового органа. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.03.06 решение от 31.10.05 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Судебный акт мотивирован тем, что суд не дал оценку различным сведениям об уплате налога на прибыль, которыми располагали налогоплательщик и налоговая инспекция. Кроме того, суд не установил, когда было подано налогоплательщиком заявление о возврате налога на прибыль. Решением суда от 06.04.06 взыскан с налоговой инспекции излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 9 321 рубль, а также проценты в сумме 1 442 рублей 77 копеек. Судебный акт мотивирован тем, что налогоплательщик выполнил требования статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 06.04.06. По мнению подателя жалобы, в нарушение пункта 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного налога от 24.10.03 подано в ИФНС России по г. Элисте обществом после снятия филиала с налогового учета. В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. В судебном заседании представитель налоговой инспекции повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, материалы дела, выслушав представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, 20.10.03 филиал общества в г. Элисте снят с налогового учета. Письмом от 24.10.03 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 8 055 рублей излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, и 1 091 рубля излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в местный бюджет. Поскольку налоговая инспекция суммы налога не возвратила, общество обратилось с жалобой (16.03.03) на действия налоговой инспекции в УМНС России по Республике Калмыкия. Решением от 06.04.04 налоговая инспекция закрыла карточки лицевого счета филиала общества. Письмом от 25.05.04 N 03-07/3269 УМНС России по Республике Калмыкия сообщило, что карточки лицевых счетов филиала общества закрыты и переданы по новому месту нахождения общества. Соответственно, в настоящее время налоговой инспекцией заключения на возврат переплаты (форма N 21) не могут быть выписаны.

Письмом от 12.07.05 N 77-10/20275-10 ИФНС России N 10 по г. Москве сообщила, что документы о передаче сальдо расчетов по переплате по налогу на прибыль из налоговой инспекции возвращены на доработку письмом от 17.06.05 N 04/688дсп, поскольку в числе документов отсутствует акт сверки, подписанный в двустороннем порядке. В письме содержится напоминание о том, что передаче в налоговую инспекцию по месту нахождения юридического лица подлежит только переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет.

Поскольку налоговая инспекция суммы излишне уплаченного налога не возвратила, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога и процентов за нарушение срока возврата. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса. В силу пункта 7 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Других оснований для отказа в возврате излишне уплаченных сумм закон не предусматривает. Пунктом 9 статьи 78 Кодекса определено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено данным Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Суд первой инстанции установил, что переплата филиалом общества налога на прибыль в республиканский и местный бюджеты составила 9 321 рубль. Налоговая инспекция не оспаривает факт соблюдения налогоплательщиком досудебного порядка урегулирования спора. Правильность расчета суммы взыскиваемых процентов, начисленных на сумму излишне уплаченных налогов, сторонами не оспаривается, судом проверена. Не может быть принят во внимание довод налоговой инспекции о том, что после снятия с налогового учета переплата налога не может быть возвращена, поскольку он противоречит нормам налогового законодательства.

Основания для отмены или изменения решения от 06.04.06 отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

        

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.04.06 по делу N А22-1573/05/5-177 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Текст документа сверен по:
файл-рассылка