• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2007 г. N Ф08-1848/2007

Дело N А32-25150/06-51/497

[Налоговая инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование]
(Извлечение)

 


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заявителя закрытого акционерного общества "Промэкскавация", в отсутствие заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белореченску, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белореченску на решение от 16 января 2007 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-25150/06-51/497, установил следующее.

Закрытое акционерное общество "Промэкскавация" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белореченску (далее - налоговая инспекция), выразившиеся в отказе произвести зачет страховых взносов в сумме 602 905 рублей, ошибочно уплаченных на накопительную часть трудовой пенсии, в счет уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, а также обязать инспекцию произвести указанный зачет.

Решением от 16 января 2007 года суд удовлетворил требования и обязал налоговую инспекцию зачесть страховые взносы в сумме 602 905 рублей, уплаченные по коду бюджетной классификации 18210202020061000160, на код 18210202010061000160. Суд исходил из того, что материалами дела подтверждается факт переплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии; полномочия на проведение зачета излишне уплаченных сумм налогов возложены на налоговые органы.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 16 января 2007 года, в которой просит указанный судебный акт отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований. Кассационная жалоба мотивирована тем, что согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. В соответствии с пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные этой статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Кодекса для налоговых органов. Следовательно, именно органы Пенсионного фонда Российской Федерации наделены полномочиями по зачету (возврату) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по платежному поручению от 18.09.06 N 204 общество перечислило в Управление Федерального Казначейства по Краснодарскому краю 602 905 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, при этом ошибочно указав код бюджетной классификации "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионных фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии".

Заявитель письмом от 29.09.06 N 25 обратился в налоговую инспекцию с заявлением провести зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплаченных на накопительную часть трудовой пенсии, в погашение недоимки по страховой части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или вернуть ошибочно уплаченные страховые взносы в указанном размере.

Письмом от 02.10.06 N 2710/19130 налоговый орган сообщил, что правовые основания для зачета (возврата) страховых взносов в порядке статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют. Не согласившись с действиями заинтересованного лица по отказу в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов, организация обратилась в суд. Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим. В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ к компетенции налоговых органов относится осуществление контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Правила, установленные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 13 статьи 78 Кодекса). При этом данная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, вывод суда о том, что зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным. Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)), администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод, что налоговая инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Факт излишней уплаты организацией страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 602 905 рублей установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.

При названных обстоятельствах вывод заинтересованного лица о том, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является ошибочным.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации и пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе взыскивается с налоговой инспекции.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:


решение от 16 января 2007 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-25150/06-51/497 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белореченску Краснодарского края в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: Ф08-1848/2007
А32-25150/06-51/497
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата принятия: 19 апреля 2007

Поиск в тексте