ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2007 г. N Ф08-1095/2007

Дело N А32-14984/2005-12/400-2006-25/16

[Поскольку спорный земельный участок расположен в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения и департаментом культуры запрещено строительство автозаправочной станции, суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в невыдаче разрешения на строительство]
(Извлечение)

        

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мерос", третьего лица - Департамента культуры Краснодарского края, в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования г. Новороссийска, третьего лица - городской Думы муниципального образования г. Новороссийска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мерос" на решение от 15.09.06 и постановление апелляционной инстанции от 04.12.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14984/2005-12/400-2006-25/16, установил следующее.

ООО "Мерос" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Новороссийска (далее - администрация), выразившееся в невыдаче обществу в установленный пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок разрешения на строительство автозаправочной станции на земельном участке площадью 800 кв. м (кадастровый номер 23:47:10 001:0010), расположенном по адресу: г. Новороссийск, угол ул. Героев Десантников и просп. Ленина;

- обязать администрацию в десятидневный срок выдать обществу разрешение на строительство автозаправочной станции на указанном земельном участке сроком на 15 месяцев.

Решением от 22.08.05 заявление удовлетворено на том основании, что общество предоставило администрации документы, необходимые для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на строительство Бездействие администрации нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Постановлением кассационной инстанции от 14.06.06 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Суд предложил выяснить месторасположение земельного участка, на котором планируется строительство автозаправочной станции, относительно границ охранной зоны памятников истории и культуры Суджукской лагуны (Суджук-Кале Малая земля), привлечь к участию в деле городскую Думу муниципального образования г. Новороссийска, определить круг заинтересованных лиц.

Определением от 21.08.06 с учетом определения от 01.09.06 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, городскую Думу муниципального образования г. Новороссийска и Департамент культуры Краснодарского края.

Решением от 15.09.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.12.06, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что автозаправочная станция, за разрешением на строительство которой обратилось общество, должна строиться на земельном участке, расположенном в охранной зоне памятников истории и культуры. Строительство не связано с целью обеспечения сохранности памятников истории и культуры и земель историко-культурного назначения, поэтому основания для удовлетворения заявления отсутствуют.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, дело направить на новое рассмотрение. Жалоба обоснована следующим:

- суды не установили фактическое расстояние от границ памятников по периметру до границы испрашиваемого земельного участка;

- заключение Управления по охране, реставрации и эксплуатации историкокультурных ценностей от 29.05.06 N 541 не является доказательством нахождения земельного участка в охранной зоне, поскольку противоречит градостроительной кадастровой справке МУ "Управление архитектуры и градостроительства" от 22.08.06 N 1758;

- суды неправильно применили Закон Краснодарского края от 06.06.02 N 487-КЗ "О землях недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, и зонах их охраны" (далее - Закон N 487-КЗ), который не регулирует отношения, связанные с использованием земельных участков, расположенных вне охранных зон памятников.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит судебные акты оставить без изменения, указывая, что земельный участок расположен в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Памятное место высадки морского десанта 4 февраля 1943 г. на "Малой земле" и в охранной зоне памятника археологии "Остатки турецкой крепости Суджук Кале (XVIII в.)", что подтверждается ситуационным планом за подписью начальника отдела градостроительного кадастра и заключением Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей Департамента культуры Краснодарского края от 29.05.06 N 541.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель департамента просил судебные акты оставить без изменения, указывая, что земельный участок расположен в охранной зоне объекта культурного наследия, строительство в которой ограничено.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей общества и департамента, считает, что судебные акты следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации от 27.08.01 N 908 обществу предоставлен земельный участок площадью 800 кв. м (кадастровый номер 23:47:3:10 001:0010), расположенный по адресу: г. Новороссийск, угол ул. Героев Десантников и просп. Ленина, для строительства автозаправочной станции. Во исполнение постановления администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 10.09.01 N 813. По заказу арендатора ОАО "Новоросгражданпроект" разработало проектную документацию на строительство автозаправочной станции на арендованном участке. Заключением Краснодарской краевой государственной вневедомственной экспертизы от 26.02.04 N 4878 "А" рабочий проект "Автозаправочная станция в районе пересечения просп. Ленина и ул. Героев Десантников в г. Новороссийске" рекомендован к утверждению.

Общество 13.04.05 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции, приобщив к нему необходимые документы.

Бездействие администрации явилось основанием для обращения общества с заявлением в суд.

По смыслу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, с учетом требований сохранения объектов культурного наследия.

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.02 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" (далее - Закон N 73-ФЗ) и статье 1 Закона N 487-КЗ в пределах охранной зоны в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды памятников и объектов культурного наследия.

Суды установили, что спорный земельный участок расположен в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Памятное место высадки морского десанта 4 февраля 1943 г. на "Малой земле", включенного в список памятников культуры, подлежащих охране как памятник государственного значения, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.74 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.60 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР"" и на территории охранной зоны памятника археологии "Остатки турецкой крепости Суджук Кале (XVIII в.)", поставленного на государственную охрану решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 540 от 31.08.81 "О дополнении списка памятников истории и культуры Краснодарского края". Это подтверждается планом границ земельного участка, ситуационным планом за подписью начальника отдела градостроительного кадастра (т. 2, л. д. 84).

Согласно пункту 1 статьи 63 Закона N 73-ФЗ до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено Законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 N 865 (далее Положение), и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

В силу пункта 32 Положения в пределах зон охраны памятников запрещаются производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения Министерства культуры СССР - для зон охраны памятников общесоюзного значения и министерств культуры союзных республик - для зон охраны памятников республиканского и местного значения.

Заключением Управления по охране, реставрации и эксплуатации историкокультурных ценностей Департамента культуры Краснодарского края от 29.05.06 N 541 обществу запрещено строительство автозаправочной станции в связи с необходимостью сохранения историко-градостроительной среды объектов культурного наследия на земельном участке, расположенном в районе пересечения просп. Ленина и ул. Героев Десантников в г. Новороссийске.

При указанных обстоятельствах выводы суда первой и апелляционной инстанции о том, что требования общества не подлежат удовлетворению, являются правильными.       

Доводы общества о том, что суды не установили фактическое расстояние от границ памятников по периметру до границы испрашиваемого земельного участка, заключение Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей от 29.05.06 N 541 не является надлежащим доказательством нахождения земельного участка в охранной зоне, опровергаются материалами дела (ситуационным планом за подписью начальника отдела градостроительного кадастра, из которого видно, что спорный земельный участок расположен в объединенной охранной зоне памятников истории и культуры Суджукской лагуны (Суджук-Кале - Малая Земля). Ссылка общества в обоснование своих доводов на градостроительную кадастровую справку от 22.08.06 N 1758 необоснованна, поскольку в ней не указаны охранные зоны памятников истории и культуры Суджукской лагуны (Суджук-Кале) и Малой Земли.

Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом Закона N 487-КЗ следует отклонить, так как суд установил, что земельный участок расположен в охранной зоне памятников, поэтому названный Закон подлежит применению.

При указанных обстоятельствах основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа

                             

ПОСТАНОВИЛ:

        

решение от 15.09.06 и постановление апелляционной инстанции от 04.12.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14984/2005-12/400-2006-25/16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.       

 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

                                     

текст документа сверен по:
файл-рассылка