ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2006 г. N Ф08-4071/2006

Дело N А32-9501/2006-4/4-2АЖ

[Налоговая инспекция не представила доказательств того, что применяемые предпринимателем билеты
являются ненадлежащими бланками строгой отчетности и не обеспечивают необходимого учета]
(Извлечение)

     

         

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя индивидуального предпринимателя Смаглюка И.Г. и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.06 по делу N А32-9501/2006-4/4-2АЖ, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Смаглюк И.Г. обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 21.03.06 N 124 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 3 тыс. рублей штрафа.

Решением суда от 14.06.06 заявление удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях предпринимателя отсутствует состав правонарушения, так как он выдал пассажиру проездной билет, который является бланком строгой отчетности. Предприниматель в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) вправе использовать такие билеты при осуществлении расчетов за проезд.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 14.06.06, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, при расчете с пассажирами за проезд в маршрутном такси водители обязаны применять контрольно-кассовую технику и выдавать кассовый чек при осуществлении наличных денежных расчетов. Заявитель полагает, что ненадлежащее оформление выдаваемых предпринимателем билетов следует квалифицировать как неприменение бланков строгой отчетности.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Налоговая инспекция провела проверку деятельности предпринимателя на предмет применения контрольно-кассовой техники при перевозке пассажиров по установленному маршруту N 20 г. Новороссийска. Из акта проверки от 15.03.06 N 407 и протокола об административном правонарушении от 15.03.06 N 000015 следует, что при расчете с пассажиром за проезд на микроавтобусе модели ГАЗ 2705 предприниматель не применил контрольно-кассовую машину ввиду ее отсутствия и выдал автобусный билет, не утвержденный Министерством финансов Российской Федерации. По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 21.03.06 N 124 о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 3 тыс. рублей штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

Удовлетворяя заявление о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции, суд обоснованно исходил из следующего.

На основании лицензии от 25.11.02 N АСМ-23-252352 предприниматель осуществляет деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров автобусами малой вместимости по утвержденному маршруту. В соответствии со статьей 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику. Согласно пункту 2 этой статьи организации и индивидуальные предприниматели согласно порядку, определенному Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в письме от 14.07.03 N 16-00-12/24 уведомило, что до выхода соответствующего правительственного постановления в связи с Федеральным законом N 54-ФЗ действуют утвержденные (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.03 N 745) Министерством финансов России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.03 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники. Как видно из материалов дела, на момент проверки предприниматель при осуществлении денежных расчетов при оказании услуг перевозки пассажира выдал билет на автобус. Данный факт налоговая инспекция не оспаривает. Довод кассационной жалобы о том, что выданный предпринимателем билет не имеет необходимых реквизитов и не является бланком строгой отчетности, является ошибочным. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.03.05 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение об осуществлении наличных денежных расчетов) требования к реквизитам бланков, предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, и предусмотренные пунктом 6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов, касаются бланков строгой отчетности, утверждаемых в соответствии с данным Положением. Поскольку такие бланки в настоящее время не разработаны, формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов, но не позднее 1 января 2007 г.

Таким образом, налоговая инспекция не представила доказательств того, что применяемые предпринимателем билеты являются ненадлежащими бланками строгой отчетности и не обеспечивают необходимого учета. Вывод суда об отсутствии факта события правонарушения подтверждается материалами дела.

С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта не имеется. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

       

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.06 по делу N А32-9501/2006-4/4-2АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

              

текст документа сверен по:

файл-рассылка